Гости Санкт-Петербурга обращают внимание на красивый и величественный конный монумент, установленный на Исаакиевской площади между Мариинским дворцом и Исаакиевским собором. Это памятник Николаю I.

Его можно осмотреть на самостоятельной прогулке и во время экскурсии по городу. Гиды показывают туристам этот памятник наряду с другими достопримечательностями северной столицы.
История появления памятника и что означают скульптуры и барельефы
В 1855 г. умер император Николай I. Его сын Александр II решил увековечить память о своем отце и приказал установить ему памятник.
Монумент был сооружен в период с 1856 по 1859 гг. Его проектировал известный французский и петербургский архитектор Огюст Монферран.
Конную статую размером в 6 метров создавал русский скульптор немецкого происхождения П.К. Клодт. Он изобразил русского царя в парадной форме, которую носили лейб-гвардейцы Конного полка. Николай I сидит верхом на любимом жеребце по кличке Амалатбек.

Четыре иносказательные фигуры женщин – Сила, Мудрость, Правосудие и Вера на пьедестале памятника сделал скульптор Р. К. Залеман.

Верхние части фигур – это портреты императрицы Александры Федоровны и царских дочерей — Марии, Александры и Ольги. В руках у фигуры, олицетворяющей Силу, – копье и щит, у Мудрости – зеркало, открывающее истину, у Правосудия – меч и весы, у Веры – крест и Евангелие.




Между фигурами высечен из бронзы позолоченный герб Российского государства, под ним нанесены слова: «Николаю 1 — Императору Всероссийскому. 1859-й».

Четыре барельефа на постаменте выполнены Р. К. Залеманом и Н. А. Рамазановым. На них запечатлены самые важные события, которые произошли при царствовании Николая I:
- Подавление восстания декабристов в 1825 г.
- Усмирение бунтовщиков во время эпидемии холеры в 1831 г.
- Составление и утверждение первого в России свода законов в 1832 г. Изображен момент награждения императором историка Сперанского.
- Строительство железной дороги и открытие железнодорожного Веребьинского моста в 1851 г.




Постамент, на котором стоит скульптура, разделен на три уровня. Нижний уровень изготовлен из гранита темно-серого цвета, средний – из редкого порфира с малиново-красным оттенком, верхний – беломраморный.
Александр II лично контролировал все этапы работы над памятником, посещал мастерские скульпторов, делал им замечания.

На сооружение монумента было потрачено 753 тыс. серебряных рублей. Для изготовления статуи использовали 1300 пудов металла (это 21,3 тонны).
Памятник стал последним проектом Огюста Монферрана, который он не успел закончить. Работу завершил другой архитектор Д. Е. Ефимов. Скульптура Николаю I стала также последним творением П. Клодта.
Памятник Николаю I на Исаакиевской площади был торжественно открыт 25 июля 1859 г. в день рождения императора. Полк Конной гвардии, которым командовал Николай I, располагался недалеко от этого места.

В первые годы у памятника был установлен часовой пост. Позднее вокруг него появилась ограда.

Особенности и уникальность памятника
В XIX в. памятник по праву называли чудесным достижением техники. Конная статуя держится всего лишь на двух точках опоры – на задних ногах жеребца. До нее таким способом был установлен монумент Эндрю Джексону, президенту США, в 1852 г.
Долгое время считалось, что конный памятник Николаю с двумя точками опоры единственный в Петербурге. Но, по мнению современных специалистов, «Медный всадник» также опирается лишь на две точки. Змея служит лишь для уменьшения парусности.
Современники П.К. Клодта скептически относились к задумке талантливого скульптора, не верили, что статуя будет стоять и не рухнет. И, действительно, скульптуру императора на коне пришлось отливать дважды, во время первой попытки появилась трещина.

Но профессиональный ваятель знал, что делает. Во внутренней части статуи он установил каркас из металла и закрепил его на два столба, пропустил их через пьедестал до самого его основания. Внутреннюю часть фигуры лошади заполнили несколькими пудами картечи. В результате этого центр тяжести статуи был смещен до нужных показателей. Хотя в некоторых источниках пишут, что при реставрации в 1980 году никакой картечи там не обнаружили.

После прихода Советской власти памятник Николаю I в Санкт-Петербурге неоднократно хотели демонтировать. Об этом ходатайствовал видный общественник Л.Ф. Пантелеев еще в 1917 г. Он считал скульптуру императора неуместной при новой власти и предлагал на ее месте создать монумент декабристам.

Вопрос о сносе памятника поднимался и в 30-е гг. ХХ в. Но советские искусствоведы признали монумент чудом инженерной мысли, благодаря двум точкам опоры. Поэтому уникальный памятник удалось сохранить.
В Великую Отечественную войну памятник закрыли навесом и замаскировали. Благодаря этому он не пострадал.


Памятник Николаю I в фактах и легендах
Некоторые факты и легенды о памятнике вызывают интерес у туристов.
- Жители северной столицы обратили внимание, что монумент Николаю I и «Медный всадник» можно соединить одной осью. Медный всадник повернут спиной к фигуре Николая I. Отсюда пошло высказывание: «Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает». Получается, что царь Николай I пытается догнать своего прославленного предка, но путь ему преграждают стены Исаакиевского собора.
- Когда Петр Клодт работал над образом Николая I, ему позировал барон Мейндорф. Высоким ростом, осанкой и выправкой он напоминал покойного императора.
- Работу Р. К. Залемана над барельефом и женскими фигурами высоко оценил император Александр II. Он присвоил скульптору дворянское звание. В Императорской Академии художеств Р. К. Залеман получил звание академика.
- После открытия памятника дочь Николая I Мария не захотела жить в Мариинском дворце, который ей принадлежал. Ей не понравилось, что монумент отцу повернут спиной к ее апартаментам.
- Существует легенда, что на памятнике изображено слово ЙУХ (наоборот только). Сделали его ещё дореволюционные хулиганы. Говорят его пытались убрать при реставрации в советское время, но до конца этого так и не сделали. Надеюсь при последней реставрации его всё-таки убрали, если это конечно не легенда.
- Летом 2011 г. вандал повредил на пьедестале наконечник копья у фигуры, олицетворяющей Силу. Свой поступок он объяснил в полиции желанием сделать необычную фотографию. Копье смогли отреставрировать современные мастера.


Путешественники отзываются о памятнике как об одном из лучших творении Санкт-Петербурга, подчеркивают его красоту и великолепие. Указывают, что монумент вместе с Исаакиевским собором, образуют прекрасную композицию. Согласно опросам, проведенным социологами и культурологами, многим людям он нравится больше, чем памятник Петру I.
Таким образом, величественный памятник Николаю I в Санкт-Петербурге вызывает интерес и туристов и местных жителей. Интересные факты и легенды о нем передаются из поколения в поколение.
После осмотра памятника Николаю I рекомендую посмотреть сад-трансформер на Синем мосту, находится прямо за памятником. Сад временный, формируется только летом.
Также поднимитесь на колоннаду Исаакиевского собора и оцените виды на главные достопримечательности Петербурга с высоты птичьего полёта.
Вот так выглядит памятник с колоннады.

Монумент был сооружен в период с 1556 по 1559 гг.
Источник: https://p24p.ru/monument-nicholas-1.htm
Не в тот век попали, к сожалению.
Да, опечатка вышла. Спасибо, что подметили.