Памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли – дань памяти от благодарных потомков двум великим полководцам, чей гений способствовал победе русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Воздвигнутые близ Казанского собора в XIX веке, они стали такими же символами Санкт-Петербурга, как Петропавловская крепость и Эрмитаж.
Если стоять лицом к Казанскому собору, то памятник Кутузову будет слева, а Барклаю-де-Толли справа. Для Санкт-Петербурга это уже не просто скульптуры и символы, это эпоха, надежда, вера, защита. Проходя мимо, поднимите голову, приглядитесь к деталям, в них судьба полководцев, их мысли, истории событий отечественной войны 1812 года.
История строительства памятников Кутузову и Барклаю-де-Толли
О необходимости увековечить память двух великих российских полководцев заявил Александр I в 1818 году. Император в своем рескрипте выказал пожелание установить памятники фельдмаршалам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли возле Казанского собора.
Изготовление макета поручили в 1823 году немецкому скульптору Лауницу. Однако результат его работы не понравился высокой комиссии.
К идее возведения памятников вернулись уже при следующем императоре Николае I. С этой целью организовали конкурс среди скульпторов. Выиграл его Орловский Борис Иванович, специально для этой цели отозванный из Италии. В 1830 году работы над памятниками начались.
Вместе с президентом Академии художеств Олениным и архитектором Монферраном было определено место установления будущих скульптур – напротив колоннады Казанского собора.
Макеты будущих скульптур Орловский создал к 1831 году. Отливкой их занялся мастер Василий Павлович Екимов. Скульптуру Кутузова закончили уже в 1832 году. А с фигурой Барклая-де-Толли работали до 1836 года, т.к. с первой попытки отливка не получилась.
Еще больше времени ушло на изготовление пьедесталов. Работа над ними велась артелью Самсона Суханова до весны 1837 года. Гранитные постаменты высотой 3,5 м. вытесали по проекту архитектора Стасова.
25 декабря 1837 года состоялось торжественное открытие памятников в присутствии императорской семьи. К сожалению, Орловского не было на церемонии, он скончался за 8 дней до этого события
Фигуры полководцев выполнены в полный рост. Оба фельдмаршала в военных мундирах и плащах. Вид Барклая-де-Толли выражает некоторую задумчивость и решимость одновременно. Князь попирает полураспущенное знамя врага, на котором орел приподнял крылья. В руке его опущенный фельдмаршальский жезл.
Фигура Кутузова символизирует полную победу. Она более динамична. Шпага в правой руке опущена, а в левой зажат поднятый фельдмаршальский жезл. Князь попирает уже полностью свернутое знамя наполеоновской Франции с обломанным древком.
Орловскому удалось добиться потрясающего портретного сходства обоих военачальников. Благодаря чему скульптуры приобрели высокое художественное значение, а не только патриотическое. Оба памятника признаны образцами монументального реалистического искусства.
Историческая справедливость и Барклай-де-Толли
Князь Михаил Богданович Барклай-де-Толли был подданным российской короны уже в третьем поколении. К 1812 году занимал пост военного министра. Но любви ни в высшем свете, ни среди подчиненных не снискал. И причина не только в иностранной фамилии и независимом нраве, но и в относительно быстром продвижении по службе. Талантливый полководец получил высокие звания в достаточно молодом возрасте, перепрыгнув через ступни, которые другие преодолевали годами. В общем обычная зависть рождала сплетни и наветы.
С начала войны популярность фельдмаршала в армии и при дворе упала еще больше. Способствовало этому отступление русской армии под натиском Наполеона вглубь страны, инициированное Барклаем-де-Толли. Вынужденный шаг порицался командирами и простыми солдатами, требовавшими дать решительный бой французам.
Тактика выматывания сил противника в мелких стычках приносила хорошие результаты. Французов обескровливали и заманивали вглубь России. Но Барклай-де-Толли оставался не понятым и не оцененным. Видя такой настрой, император Александр I принял решение о назначении нового главнокомандующего. Выбор пал на Михаила Илларионовича Кутузова.
После нового назначения русская армия воспрянула духом, решив, что скоро врагу, наконец, дадут решительный бой. Но Кутузов неожиданно для многих согласился со стратегическим замыслом своего предшественника и продолжил отвод войск. Михаил Илларионович понимал, что имеющимися силами армию неприятеля не победить.
После была Бородинская битва, где Барклай-де-Толли демонстрировал чудеса личной храбрости, оставленная и сожженная Москва, Тарутино, преследование врага по старой Смоленской дороге.
Наполеон был разбит во многом благодаря полководческому таланту Барклая-де-Толли. Но высший свет отверг фельдмаршала. Находились и такие, кто именовал князя изменником и предателем. Михаил Богданович очень переживал по этому поводу, но до конца жизни отмечал, что делал все для сохранения российского государства.
Не все разделяли злословие. В 1835 году Александр Пушкин написал произведение «Полководец», посвященное Барклаю-де-Толли. Писал он его под впечатлением картины, которая сейчас находится в Эрмитаже в галерее 1812 года. Поэт своим стихотворением требовал воздать должное отвергаемому герою.
«О вождь несчастливый! Суров был жребий твой. Народ, таинственно спасаемый тобою, Ругался над твоей священной сединою…»
И только в 1837 году Россия признала заслуги Барклая-де-Толли равными заслугам Кутузова перед Отечеством, установив памятники обоим полководцам.
Как памятники Кутузову и Барклай-де-Толли помогали во время блокады Ленинграда
В 1941 году, когда начались обстрелы и бомбежка Ленинграда, руководством города было принято решение о сохранении культурного наследия. Памятники и скульптуры, которые можно было снять с постаментов, укрывали в ящики и закапывали в землю. Очень тяжелые объекты заколачивали, присыпали землей, обкладывали мешками с песком.
И лишь три памятника решили не укрывать от вражеских обстрелов: Кутузову, Барклаю-де-Толли и Суворову. Жители Ленинграда верили, что противник не сможет взять город, пока снаряд неприятеля не заденет хоть один из памятников.
За всю войну ни один осколок не повредил скульптуры. А советские солдаты, проходя мимо Казанского собора по Невскому проспекту, неизменно отдавали воинскую честь прославленным российским полководцам. Кутузов и Барклай-де-Толли воодушевляли соотечественников на борьбу с врагом и через 130 лет.
Народное творчество в отношении памятников
В советское время по поводу памятников Кутузову и Барклаю-де-Толли ходил анекдот: Барклай-де-Толли держит руку возле живота: «Живот болит!» Кутузов указывает жезлом на здание на противоположной стороне: «Вот аптека!». На противоположной стороне в доме на углу Большой Конюшенной и Невского с давних пор размещена аптека.
А ещё ходило такое четверостишье:
Барклай де Толли и Кутузов
В 12-м морозили французов
А ныне благодарный росс
Поставил их без шапок на мороз!
А уже сейчас, в век технологий пытливый взгляд обывателя в шутку подметил, что Кутузов словно селфи делает на фоне Казанского собора. Даже палец у него лежит как надо.
Но думаю эти шутки никого не обидят. Они же от сердца, добрые.