27 января свои двери открыл Центральный выставочный зал «Манеж», приглашая на уникальную выставку, которая посвящена 80-летию освобождению города в 1944 году. Она называется «Город-герой Ленинград»: всё, что с любовью и тщанием подготовили для посетителей, возвращает в трагическую историю города, который выстоял в страшные дни блокады.
До 12 мая 2024 года можно будет погрузиться в атмосферу тех лет, почувствовать и понять, что стоит за словами «подвиг блокадного Ленинграда», тем более что высокий уровень экспозиций даёт такую возможность в полной мере.
Где находится и как проходит выставка в Манеже «Город-герой Ленинград»
Центральный выставочный зал «Манеж», где проходит выставка «Город-герой Ленинград», находится в центре города, рядом с Исаакиевским собором по адресу Исаакиевская площадь, 1. Ближайшее метро Адмиралтейская.
Выставка работает с 27 января по 12 мая 2024 года. Билет можно приобрести на месте или заранее по ссылке. Цена зависит от дня недели — от 400 до 700 руб.
На входе после предъявления билета посетителям выдают аудиогид и, осматривая каждый зал, вы будете слушать не просто какие-то факты или сухое описание, а настоящий аудио-спектакль от имени жителей блокадного Ленинграда, который полностью погрузит вас в атмосферу происходящего в самый страшный период — 1941-1942 годы. Это постановка Антона Оконешникова, молодого режиссера Александринского театра.
Антон Оконешников, режиссер
Мы с командой работаем не только на уровне зрительной информации, но и ощущений. Потому как кажется, что есть разрыв между трагедией блокады Ленинграда, которая была давно, и сегодняшним днем.
Мы придумали эту выставку как совокупность пространства, архитектуры, аудиогида, шума и физического состояния человека. Вплоть до того, что, например, зритель спускается по лестнице и аудиогид специально взаимодействует с ним определенным образом. То есть мы хотим, чтобы выставку проживали, пропускали через себя, а не просто наблюдали.
Нас интересует история жизни, история того, как люди что-то делали — и выживали, несмотря на кошмарные обстоятельства. Влюблялись, женились, играли блокадные свадьбы. Мы хотели показать силу жизни несмотря ни на что.
Рассказ ведётся от имени женщин и детей, творческой интеллигенции и ученых, которые не могли или не хотели покинуть город. У каждого есть реальные прототипы, но их образы собирательные, созданные на основе дневников и воспоминаний живших тогда ленинградцев. Аудиоспектакль озвучили Тихон Жизневский, Сергей Мардарь, Нина Усатова, Ярослав Гребельный и Евгения Фадеева.
В каждом зале аудиогид включается автоматически, реагируя на реперные точки. После того, как монолог завершился, можно еще задержаться, чтобы лучше рассмотреть арт-объекты и экспонаты.
На выставке предусмотрен и второй сценарий, без аудигида. Пройтись можно вместе с экскурсоводом, чтобы узнать больше о событиях, фактах и увиденных предметах.
Залы этой уникальной экспозиции — страницы истории, поражающие нас и запоминающиеся навсегда. Часто люди выходят с мокрыми глазами, потому что некоторые моменты просто рвут сердце.
Экспонатов много и хочется всё внимательно прочитать и поразмыслить. Если не спешить, то два часа на это точно уйдёт. В статье мы пройдёмся по основным местам выставки.
Видео прогулка по выставке «Город герой Ленинград»
Впечатляющее начало
Как театр начинается с вешалки, так и выставка – с зала, в котором мы видим карту Ленинграда и его окрестностей, напечатанную на зеркале. Мы получаем представление о военной ситуации блокадной поры. Особенно впечатляет инсталляция «Небо»: над картой, словно тучи, нависли «заградительные аэростаты» – гигантские дирижабли, которые хорошо знакомы современному человеку по документальной хронике того времени.
Кинотеатр открывает экспозицию на втором этаже
Проходим по однотонным фантастическим коридорам и поднимаемся на второй этаж, где расположена основная часть выставочной экспозиции.
Почувствовать атмосферу предвоенной поры можно особенно остро, попав в зрительный зал кинотеатра, где демонстрация одного из довоенных фильмов позволяет ощутить, как в одно мгновение разрушилась мирная жизнь, о которой напоминают старые афиши кинокартин, а ей на смену пришло время страдания и потрясающего героизма ленинградцев.
Углубляемся в блокадную эпоху
Эта выставка требует времени: здесь нельзя пробежать по залам, взглянув на экспозиции мельком. Надо смотреть, слушать, читать документы. Медленно, шаг за шагом двигаться из зала в зал, рассматривать деталь за деталью. Тогда героика и трагедия ленинградской блокады откроется во всей полноте. Двенадцать разделов выставки помогут многое узнать и почувствовать.
На стенах висят жуткие выдержки из документов вермахта.
Первый раздел «Органы власти Ленинграда в годы войны»
Начинаем свой путь с того момента, когда изменилась жизнь огромной страны. В день начала войны функции государственных органов были переданы Военным советам фронтов. В Ленинграде военный совет, в который в течение всей блокады входили А.А.Жданов и А.А.Кузнецов, решал сложнейшие вопросы эвакуации населения, трудовой мобилизации, он же устанавливал нормы отпуска хлеба рабочим и иждивенцам, определял программы выпуска продукции промышленными предприятиями. Экспозиция даёт возможность увидеть кабинет должностного лица c реальными атрибутами, в котором принимались судьбоносные решения.
Каждая из зон-комнат отделена от следующей «вспышкой» — белым пространством, небольшим тамбуром-переходом, там можно выдохнуть и переключиться. Стрелки на стенах ориентируют на элементы выставки, соответствующие конкретному году блокадной жизни. Переходим в раздел, посвящённый спасению памятников архитектуры.
Спасение уникальных памятников архитектуры
В страшных условиях блокады делалось всё возможное, чтобы сберечь уникальные здания и памятники великого города. Для этого многое делали специалисты по маскировке, придавая кварталам вид «зелёных массивов» или «руин». Когда наступало новое время года, декорации менялись.
Не могут не привлечь внимание подлинные проекты укрытий, которые были использованы для спасения Медного всадника и памятника Николаю Первому на Исаакиевской площади.
Медный всадник защищали мешки с песком, поверх которых установили футляр из дерева. На выставке установлен макет укрытия Медного всадника в натуральную величину.
О том, как шли такие работы, можно составить представление по документам и фотографиям 1941 года, на которых изложен и запечатлён этот сложный процесс.
Связь с Большой землёй помогала жить
Ленинград, оказавшийся в блокаде, не смог бы продержаться без помощи Большой земли. Судьба города, который жил, боролся, воевал в условиях блокады, бомбёжек и артобстрелов, во многом определялась действиями, которые должны были хотя бы как-то облегчить участь мирных жителей, а также обеспечить жизнь города, в том числе работу предприятий. Об этом расскажет фильм: вы узнаете о том, как прокладывались подводные коммуникации по дну Ладожского озера (их общая протяжённость составила 112 километров!), как строились баржи для доставки грузов в город по воде, как проектировалось и организовывалось движение по ледовой трассе, как строилась железнодорожная ветка от станции Войбокало до деревни Кобона.
В дни блокады был издан указ о сдачи гражданами всех радиоприемников и передающих устройств для того, чтобы ограничить фашистскую пропаганду и эффективнее пресекать радиосвязь шпионов. Выставка в Манеже «Город-герой Ленинград» воспроизводит склад, в котором хранились собранные таким образом не только радиоприемники, но еще и фотокамеры и печатные машинки.
Музейная жизнь продолжалась
Ленинград – город музеев. Война возложила на плечи музейных работников огромную ответственность: нужно было спасти коллекции, подготовив их в очень короткие сроки к эвакуации. Однако вывезти всё не представлялось возможным. Многие предметы, особенно больших размеров, были спрятаны в городе (например, в подвалах Исаакия), скульптуры закапывали в садах и парках.
Поразительно, но Эрмитаж и Русский музей проводили экскурсии в пустых залах, где висели только рамы, но экскурсоводы рассказывали посетителям об эвакуированных картинах так, что казалось: все полотна на месте и по-прежнему радуют посетителей, как и раньше. На выставке воссоздан зал Эрмитажа с пустыми рамами без картин.
Также представлены экспонаты их Этнографического музея. О них и идёт речь в аудиогиде.
«Особый экспонат» — западноевропейская шкатулка для рукоделия, подойдите к нем, приложите аудиогид к метке, чтобы послушать трогательную историю.
Владелица этой шкатулки работала в музее Этнографии и будучи беременной постоянно шила вещи для своего будущего ребенка она была беременна. Ребенок, к сожалению, умер меньше чем через месяц.
Медицина в годы блокады
Нельзя остаться равнодушным и к экспозиции, посвящённой тому, какое место занимала в эти годы медицина. В городе, который враги обрекли на гибель, велась неустанная борьба со смертью. Нельзя было допустить появления эпидемий опасных болезней. В блокадных условиях это было очень важно. Ведь отсутствовало электричество, тепло, не работали водопровод и канализация, что увеличивало эпидемиологическую опасность многократно. Организовывалась работа по очистке улиц города, особенно весной, когда стаивал снег, обнажая то, что требовало уборки незамедлительно.
Велика заслуга в борьбе с инфекциями НИИ им. Пастера, научные сотрудники которого проводили иммунизацию населения, спасая жизни взрослых и детей.
Важно было решить проблему авитаминозов, к которым приводили голод и крайнее истощение людей. С сентября 1941 года этой проблемой занимался институт витаминной промышленности: именно там разрабатывалась технология производства витаминного препарата на основе хвои.
Сотрудниками Ботанического института давались разъяснения, как можно использовать в пищу дикорастущие растения. Шла активная разработка пищевых заменителей и добавок. Научные идеи стремительно воплощались в практику жизни именно в эти страшные дни.
Спасение детей
Оказавшиеся в блокаде люди думали в первую очередь о тех, кто не мог себя защитить — в Ленинграде к началу блокады находилось около 300 тысяч ребятишек ясельного и дошкольного возраста. Были предприняты срочные меры, чтобы спасти детей и не допустить детской беспризорности. Поэтому в феврале 1942 года 316 детских садов перевели на круглосуточную работу.
Делалось всё, чтобы дети не только были обеспечены хотя бы какой-то едой, но могли играть и развиваться. Праздники, представления, стихи, песни – всё это было в жизни юных ленинградцев. Чтобы у детей были светлые минуты, проводились творческие олимпиады, для малышей наряжали ёлки, которые каким-то чудом доставали взрослые. Потрясающие примеры удивительного мужества, неизбывной жизненной силы!
Трудно сдержать слёзы, когда слушаешь рассказ заведующей детского сада о том, как они собирались клеить игрушки для ёлки, а дети съели весь клей под чистую. Или вот стоит елка, добывать которую под Новый год пошла сотрудница детского сада. Ее не было сутки, но она где-то чудом нашла деревце, чтобы дети справили праздник так, как положено.
Зал-рынок на первом этаже выставки в Манеже «Город-герой Ленинград»
Далее выставка проходит на первом этаже. Спускаемся по крутой лестнице по бокам которой высокие железные стены. «Холод» у лестницы — это некий вертикальный вихрь из предметов блокадного мира. Их рассматриваешь под тяжелый рассказ музыканта Бориса. Ему снится еда, он грезит о возвращении жены из эвакуации, говорит о ценах на черном рынке: коробка спичек — 100 г. хлеба, папиросы «Красная звезда», одна коробка — 450 г. муки, шарф шерстяной — 200 г. манки.
Сваленные в беспорядке вещи напоминают о далёкой жизни: здесь шкаф, рояль, рамы от картин, письменный стол, швейная машинка и всё, что было так ценно и важно раньше. Теперь же каждая из этих вещей ничего не стоит – куда важнее обменять её на кусочек блокадного хлеба.
И вот на стене с дрогой стороны этого «вихря» вещей размещен стенд с приковывающими внимание и заставляющими прилагать усилия, чтобы удержаться от слёз блокадными объявлениями, которые в основном о хлебе, гробах и горячей воде:
«Продаются Гробы. пр. Р. Корсакова»
«Вожу покойников на кладбище за хлеб, цена 300 грамм»
«Купим кота за 200 рублей»
«За эвакуацию из Ленинграда за одного человека любым способом даю рояль «Шредера»»
«Меняю картину И. Айвазовского на продукты. Срочно»
Трагедия матери: история двухкопеечной монетки
Напротив стенда с объявлениями находится самый маленький и самый щемящий сердце экземпляр выставки — «обычная» двухкопеечная монета 1938 года.
Эта трагическая история трогает до глубины души. Умирающая от голода мать двоих детей, понимая, что на всех еды не хватит, решается на отчаянный шаг. Она бросила жребий. Подкинутая монетка определила, кто из детей останется жить. Теперь мать кормила лишь одного ребёнка. Перед смертью женщина успела разместила на двери записку: «Здесь живой ребёнок». Малыш был спасён.
Чтобы выдохнуть и переключиться, проходим через этот коридор, ассоциирующийся со «вспышкой» белого света, в следующий зал.
Ленинград жил, боролся, работал — о промышленных предприятиях города
Город, обречённый по замыслам гитлеровцев на гибель и исчезновение, даже в эти трагические месяцы продолжал не просто выживать. Это был город-воин и город-труженик. Об этом рассказывает отдельная экспозиция, которая повествует о том, сколько предприятий работало в Ленинграде, какую продукцию они выпускали (например, радиотрансляционные устройства, бронебойные снаряды, радиостанции и др.).
Не остались без внимания агитационные листки и плакаты, которые сыграли свою важную роль в эти годы. Неслучайно на выставке можно увидеть огромный линотип – специальную полиграфическую машину, на которой печатали эти материалы.
Библиотеки тоже работали
Как это ни удивительно, но библиотеки в эти трудные месяцы принимали посетителей. Не кажется странным, что рядом с книжными полками стояли койки. И библиотекари, и теряющие силы посетители могли почитать книгу, отдохнуть, погреться.
Библиотеки города были очень нужны. Ведь домашние книги меняли на продукты, а зимой 1941-1942 года сжигали, чтобы хоть немного обогреть выстывшее жильё. Именно тогда в штате библиотек появилась должность книгоноши, чтобы вернуть книгу в жизнь ленинградцев.
«А музы не молчали…»
Совершенно удивителен тот факт, что в блокаду действовало семь театров. Поражает, что вопреки всему ставились даже премьеры. Например, в Театре музыкальной комедии их было двенадцать! Лишь зимой 41- 42 годов работа была приостановлена: не было электроэнергии, артисты голодали. Но с марта 1942 года проходило по два спектакля в день.
В сентябре 1942 года вновь созданный «Городской театр» (нынешний Санкт-Петербургский Академический Драматический театр им. В. Ф. Комиссаржевской) начал свою работу: его артисты сыграли более 60 спектаклей.
Идём в новое музейное пространство
Чтобы оказаться в новой экспозиции, нужно пройти сквозь разбомблённое здание, словно через чьи-то разрушенные жизни – это усиливает ощущение великой трагедии.
На выходе нельзя пройти мимо двух писем, написанные блокадными братом и сестрой. Слева письмо Славика Кабанова (который так и не пережил блокаду), а справа письмо его четырнадцатилетней сестры Гали Кабановой. Письма адресованы их тёте за пределы Ленинграда. Прочитайте, почувствуйте, что пережили эти дети.
Теперь мы попадаем в галерею, где рассказывается о художественных выставках в период блокады.
Воссозданная комната художественной мастерской.
На правой стене представлены эскизы реконструкции Гостиного двора, который должен был стать памятником жителям города-героя.
Здесь размещены портреты диктора Марии Григорьевны Петровой, чей голос знали все блокадники. Сделаны они Ярославом Сергеевичем Николаевым, её мужем (они поженились в мае 1943 года).
Есть тут и вот такие экспонаты. Даже в такое тяжёлое время люди сохраняли самообладание и были способны вот так смотреть на вещи.
Ниже на фото вы видите воссозданный дворик, где представлены самые настоящие грядки. Летом в блокадном Ленинграде везде, где было возможно выращивали овощи на пропитание.
Большой интерес вызывают экспонаты, связанные со спортивной жизнью блокадного Ленинграда. В частности с футболом и известным спортивным комментатором Виктором Набутовым: в 1942 году ему присвоили звание «Мастер спорта СССР» по футболу. Удивителен факт, что в дни блокады прошло более двадцати футбольных матчей. Ворота команды «Динамо» защищал Виктор Набутов. Уникальный экспонат — футбольный мяч с автографами, оставленными теми, кто был участником одного из матчей.
Свадебное платье Марии Бенуа
Жизнь не замирала в блокадном городе. Поэтому появление свадебного платья на этой выставке не вызывает изумления. Люди жили и любили, создавали семьи. Представленное платье принадлежало Марии Александровне Бенуа, жене архитектора Леонтия Бенуа. Во время блокады внук Марии Бенуа собрался жениться, это платье отдали его невесте, хотя сшито оно было из… ночной сорочки, поскольку ничего другого в блокадном городе найти было невозможно. Война не смогла отменить счастливого события в жизни Александра Фролова и Варвары Мясоедовой: они обвенчались в Князь-Владимирском соборе 20 июня 1943 года.
Покидая этот зал можно присесть на удобные скамейки посмотреть ленинградские хроники и отдохнуть.
Большой зал Ленинградской филармонии
Создатели этой потрясающей выставки не могли обойти вниманием событие, которое произошло в зале, где была исполнена Седьмая «Ленинградская» симфония Д. Д. Шостаковича. Она прозвучала 9 августа 1942 года, именно в тот день, когда немцы планировали войти в Ленинград. Гениальная музыка стала бессмертной. Здесь мы видим воссозданный Большой зал Ленинградской филармонии.
Финальный аккорд
Последний зал выставка в Манеже «Город-герой Ленинград» — словно подведение итогов — череда событий с самого начала и до прорыва блокады 18 января 1943 года, а через год до полного снятия блокады Ленинграда 27 января 1944 года.
В заключении этой грандиозной выставки представлен документ о присвоении Ленинграду звания Города-героя. В внизу такая маленькая по размеру, но такая большая по значению медаль «Золотая звезда».
Величие подвига Ленинграда не меркнет со временем. Эта выставка подтверждает, как много можно узнать и открыть для себя в этих залах. А ещё можно гордиться. Гордиться великим городом на Неве, который выстрадал звание города-героя, получив Золотую Звезду за беспримерное мужество.
Манеж находится в центре Петербурга, где вокруг красивые свидетели страшных времен… Выходишь из здания сразу видишь Исаакиевский собор с ранениями на колоннах… Как всё это смогло выжить, сохраниться. Чудо и великий подвиг!
Выставку обязательно стоит посетить. Рекомендую, особенно с детьми.
Читайте также:
- Памятные мероприятия в дни прорыва и снятия блокады Ленинграда
- Аллея Славы – мемориальный комплекс в память о 900 блокадных днях Ленинграда
- Подборка экскурсий о блокаде Ленинграда
- Сайт Центрального выставочного зала «Манеж» — manege.spb.ru