Выставка «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» проходит в корпусе Бенуа Русского музея. За 90 лет, это первая такая большая выставка работ великого живописца. В относительно небольшом пространстве можно увидеть более 120 работ из собраний Русского музея, Третьяковской галереи, Красноярского художественного музея имени Сурикова.
Погружение в культурное пространство совершенно необходимо для любого человека. Санкт-Петербург даёт для этого все возможности, причём как для взрослых, так и для детей, что позволяет провести время всей семьёй среди шедевров искусства и пообщаться друг с другом, обсуждая увиденное, делясь впечатлениями, что особенно ценно.
Поэтому нельзя не рассказать о замечательной выставке, которая посвящена одному из самых талантливых русских живописцев Василию Ивановичу Сурикову – ему исполнилось 175 лет (1848–1916). Именно к этой дате выставка и открылась. Остаётся только собраться и прийти в залы Русского музея.
Выставка Сурикова — где проходит, график работы и билеты
Выставка Сурикова проходит в корпусе Бенуа Русского музея по адресу — набережная канала Грибоедова, 2. Вход с канала Грибоедова.
Выставка работает с 1 декабря 2023 года по 10 июня 2024 года.
Посещение по сеансам с 10:00 до 19:30 (в некоторые дни до 16:30 и 18:30). Внутри можно находиться неограниченное время. Можно применить «Пушкинскую карту».
Вторник — выходной в Русском музее!
Можно воспользоваться бесплатным аудиогидом, который доступен по ссылке или по QR-коду, расположенному на афише возле входа в залы выставки.
Подробнее на сайте Русского музея. Билеты по ссылке — 700 рублей, есть льготы.
Рядом со входом на выставку работает сувенирная лавка с тематической атрибутикой и книгами про Сурикова.
После знакомства с прекрасным, можно посетить кафе-ресторан в большом красивом зале корпуса Бенуа, где подготовлено специальное предложение в дни работы выставки Василия Сурикова.
«Весь Суриков» в корпусе Бенуа Русского музея
От посещения выставки мы всегда ждём ярких впечатлений. То, что приготовили создатели этого грандиозного проекта, не оставит равнодушным. Ведь в выставочных залах нас ожидает встреча с более чем 120 работами замечательного художника, причём часть из них нам повезёт увидеть, возможно, именно в этот момент и только здесь: ведь ряд полотен сюда привезли из Красноярска, куда мы с вами можем никогда не попасть. Так что посетить выставку нужно обязательно!
Встречаемся со старыми знакомыми
Часть полотен хорошо нам известна, тем радостнее встреча с ними, как с настоящими друзьями. Это и «Боярыня Морозова», и «Переход Суворова через Альпы», и «Меньшиков в Берёзове», и «Взятие снежного городка», и «Утро стрелецкой казни». Во всей своей масштабности и подлинности предстали перед зрителями прошедшие через сложный процесс реставрации такие картины, как «Степан Разин» и «Покорение Ермаком Сибири».
Глядя на полотна Сурикова, мы словно перелистываем страницы нашей истории, в разные эпохи которой погружает нас художник: здесь и неистовая боярыня Морозова с поднятым двоеперстием, это и поверженный Меньшиков, совсем недавний любимец Петра, а теперь изгнанник, обречённый на смерть в далёком краю.
Это и кровавая расправа над стрельцами у кремлёвских стен, и военный триумф русского войска в Австрии… Всё это эпоха 18 века, неспокойного, драматичного, сложного, которая представлена здесь в концентрированном виде. Взгляд мастера прикован ко времени, которое стало исторической развилкой в жизни России. И мы вместе с ним ещё и ещё раз эти страницы истории переворачиваем.
Новые страницы творчества Сурикова
Однако на выставке мы найдём и то, что станет для любителя живописи совершенно новым, а потому интересным.
Во-первых, в одном из разделов вы познакомитесь с выдающимися полотнами, сюжеты которых связаны с Библией и историей Церкви. Это, например, привезённые из Красноярска полотна художника «Милосердный самаритянин» и «Благовещение».
А также картина «Исцеление слепорожденного», привезённую из Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии. Оно не оставит равнодушным никого, поскольку написано художником в трагические для него дни – он потерял свою жену Елизавету Шаре и очень сильно скорбел. Созданная картина передала трагедию мастера, поэтому не может не волновать искренним горьким чувством, которым она пронизана. Само название полотна говорит о неслучайности обращения к религиозной тематике: в вере художник черпает силы, опирается на божественную поддержку, обретая духовное прозрение через страдания.
Настоящим открытием станет для любителей живописи графика В.И.Сурикова, которая очень редко демонстрируется. Здесь ей отдан целый выставочный раздел, что позволит по достоинству оценить мастерство художника как создателя графических работ.
Ещё одно открытие ждёт нас. На выставке представлены этюды к живописным шедеврам Сурикова.
Интересны они прежде всего тем, что на них запечатлены современники художника, которые были моделями героев его полотен. Это удивительная галерея портретов русских людей, в которых отражён русский национальный характер во всей своей глубине.
В последнем зале выставки представлены интерактивные элементы. Можно посидеть на лавочках и посмотреть фильм про творчество Сурикова.
Споры и отзывы вокруг оформления выставки Сурикова
Такой грандиозный проект, как выставка произведений великого мастера русской живописи Василия Сурикова, не может не вызвать интереса. Ведь впервые за 90 лет творчество художника представлено так полно и разнообразно, позволив широкому российскому зрителю по достоинству оценить масштаб гениальности художника.
Воспринимается представленная экспозиция по-разному. Кто-то считает излишним медиаконтент, хотя вряд ли может испортить впечатление возможность побросать виртуальные снежки, разделив при этом радость участников праздника взятия снежного городка. Дети, несомненно, это оценят. Звучание старообрядческих песен тоже может смутить, но на фоне «Боярыни Морозовой» не будет восприниматься как нечто совсем уж инородное.
Спорным представляется разнообразное цветовое решение в оформлении выставочных залов, особенно некоторых смущает выбор густого красного цвета, который, по их мнению полотнам Сурикова не идёт. Например, романтический «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге» (1870) теряется в барочном красном фоне. Суриков, следуя опыту венецианских художников XVI века, предпочитал писать не столько крупными, сколько объёмными мазками с наслоениями друг на друга, что делает его работы как будто переливающимися. А из-за плотных фонов эта особенность теряется.
Возникающие у посетителей вопросы по поводу недостатков экспозиции (например, неудачного освещения полотен), конечно, имеют место быть, но, чтобы разобраться с этим, нужно составить собственное впечатление и мнение. А для этого на выставку нужно прийти.
Стоит ли идти на выставку Сурикова
Несмотря на разногласия по поводу оформления выставки, такое событие лучше не пропускать. Как минимум сходить на выставку Сурикова стоит по следующим причинам:
- ради рисунков и эскизов, и студенческих работ, которые обычно не выставляются;
- ради картины «Боярыня Морозова», которую обычно можно посмотреть только в Третьяковкой галерее в Москве;
- ради картины «Благовещение», которую привезли из Красноярска, родины художника.
А вот картины Василия Сурикова «Переход Суворова через Альпы», «Старик-огородник», «Вид памятника Петру 1», «Взятие снежного городка» можно посмотреть в красивых залах Михайловского дворца где они находятся на постоянной основе.
В целом встреча с произведениями Василия Ивановича Сурикова станет для любителей живописи ярким событием. Такой масштабный проект, позволяющий увидеть творчество гениального русского художника во всём его многообразии, во всей полноте, пополнит знания, обогатит эмоции, заставит переживать и думать людей разных поколений, которых объединит величие суриковского таланта. Мы счастливые люди, потому что у нас есть такое национальное богатство, которым можно и нужно гордиться.