Особняк Трубецких-Нарышкиных — как посетить бесплатно с экскурсией в рамках ювелирной выставки

Особняк Трубецких-Нарышкиных Дворцы и особняки

Редкая возможность посетить закрытый для широкой публики особняк Трубецких-Нарышкиных. Несколько раз в году в течении 4-х дней в залах особняка проводится ювелирная выставка. Причём организаторы, понимая интерес публики именно к залам дворца, в каждый из этих дней проводят до 5 бесплатных экскурсий в виде лекции на парадной лестницы.

Особняк Трубецких-Нарышкиных
Особняк Трубецких-Нарышкиных

Ближайшая ювелирная выставка в особняке Трубецких-Нарышкиных будет проходить с 30 марта по 2 апреля 2023.

Как попасть на ювелирную выставку и в особняк Трубецких-Нарышкиных

Выставка называется «Сокровища Петербурга». Там будут представлены ювелирные работы разных производителей, которые можно будет купить по заводским ценам.

Чтобы попасть на выставку бесплатно, нужно получить электронное приглашение по ссылке. Дополнительно регистрироваться не нужно. Просто показываете с экрана телефона или распечатанное приглашение и проходите во дворец. Без пригласительного билета — вход 200 руб.

Время работы выставки с 11:00 до 20:00. Экскурсии по дворцу длятся примерно 40 минут и начинаются в 12:00, 13.30, 15:00, 17:00 и 18:30. Сбор у парадной лестницы.

По личному опыту скажу, что экскурсией это, конечно, назвать сложно. Скорее интересный рассказ про историю особняка Трубецких-Нарышкиных и его хозяев. Причём рассказ проводится прямо на парадной лестнице. После рассказа по залам вы ходите самостоятельно.

Парадная лестница, где проходит лекция об истории особняка Трубецких-Нарышкиных
Парадная лестница, где проходит лекция об истории особняка Трубецких-Нарышкиных

Фотографировать можно без ограничений. Но с учётом того, что почти все залы будут заставлены выставочными витринами, эффектные снимки сделать будет сложно.

Ещё важно учесть, что на вход в особняк могут быть очереди, особенно в первый день и в выходные. Возможно придётся постоять на улице 30-40 минут.

Очередь в Особняк Трубецких-Нарышкиных на ювелирную выставку
Очередь в Особняк Трубецких-Нарышкиных на ювелирную выставку

Справа после входа в особняк есть гардероб, можно раздеться и гулять налегке.

При входе на выставку на парадной лестнице могут предложить заполнить анкету для участия в розыгрыше. Не советую! Это сбор контактов, чтобы потом позвонить вам и сказать, что вы выиграли какую-нибудь сумку за 200р и чтобы её забрать нужно прийти на 2-х часовую презентацию их продукции.

Адрес особняка Трубецких-Нарышкиных: улица Чайковского 29. Ближайшее метро «Чернышевская» сейчас закрыта, поэтому пользуйтесь станциями «Маяковская» или «Площадь Восстания».

История особняка Трубецких-Нарышкиных

Проведение ювелирной выставки в особняке Трубецких-Нарышкиных весьма символично, ведь его владельцы любили коллекционировать драгоценности. А недавно там нашли клад!

История особняка начинается практически вместе с историей города, когда на этом месте в 1779 году для Абрама Петровича Ганнибала — крестника «арапа Петра Великого» и прадеда русского поэта А.С. Пушкина был построен одноэтажный дом. По велению Петра I здесь устраивались ассамблеи. Пётр I больше был занят строительством флота, нежели особняков и старался перекладывать эти заботы на своих приближённых, например, известных нам Меншикова и Апраксина.

Потом здесь жили его сыновья. В 1855 г. архитектор Г.А. Боссе перестраивает особняк для нового владельца князя П.Н. Трубецкого. Позднее по проекту архитектора Р.А. Гедике здание было расширено и перепланировано; сад уничтожен, интерьеры и частично фасады созданы заново.

Среди владельцев, кроме Трубецких, были Белосельско-Белозерские, Демидовы, Нарышкины и другие русские аристократы. Разумеется все они вели светскую жизнь, жили в роскоши и коллекционировали произведения искусства. Наибольший вклад в его строительство и реконструкцию внесли Трубецкие и Нарышкины.

В советское время всё ценное передали Эрмитажу. В хрониках пишут, что вывозили на трех подводах!

После революции здание занимали множество разных организаций. Дольше всего здесь находился Дом Политического просвещения Дзержинского райкома партии. Сам Райком партии размещался в близ лежащем в особняке Кельха — очень красивый особняк, куда можно попасть в рамках редких экскурсий.

В 1991 году после развала СССР, тогдашний мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак передал особняк Трубецких-Нарышкиных известному миллиардеру господину Соросу. Судя по всему, Сорос испытывал какую-то сильную страсть к петербургским особнякам. Говорят, что это связано с особой роскошью русских особняков, что не хватало европейским дворцам несмотря на их изящество. В общем можно сказать, что при всём негативном отношении к личности Сороса, он внёс свою лепту в приведение многих особняков в порядок после того, как в годы потрясений их бросили.

Во флигеле особняка Трубецких-Нарышкиных, где раньше жила многочисленная прислуга, в советское время были коммунальные квартиры. Их расселили к 2009 году. Тогда начали делать капитальный ремонт и реставрацию особняка. С этим связано сенсационное событие, когда 27 марта 2012 года во флигеле между 2 и 3 этажами небольшой пятиметровой комнаты нашли клад. Это был тайник рода Нарышкиных, где они прятали драгоценности — более 2000 предметов столового серебра стоимостью на 4 млн. евро. Сейчас эта коллекция хранится в запасниках Царского села. Один раз была временная выставка. Обещают передать на постоянную экспозицию в Александровский дворец после его полной реставрации.

В наши дни особняк Нарышкиных-Трубецких — частная собственность, используется как современная событийная площадка для сдачи залов в аренду под мероприятия. Попасть туда можно как участник или приглашённое лицо. Ювелирные выставки проводятся как минимум раз в год, и в эти дни вход с экскурсией стоит 200 рублей. Иногда там проводят экскурсии туристические агентства.

Прогулка по парадным залам особняка Трубецких-Нарышкиных

А теперь пройдёмся по залам особняка. Вот схема их расположения.

Схема парадных залов особняка Трубецких-Нарышкиных
Схема парадных залов особняка Трубецких-Нарышкиных

Парадная лестница

Парадная лестница, по которой гости поднимаются на второй этаж, где расположены парадные залы, была создана уже при Нарышкиных. Выполнена из дорогого итальянского белого мрамора. По бокам стояло два канделябра. Сейчас мы можем наблюдать только один, так как один уронил подвыпивший гость с одного из мероприятий. Сейчас он на реставрации. Канделябры — новодел, восстановлены по рисункам и чертежам.

Парадная лестница в особняке Трубецких-Нарышкиных
Парадная лестница в особняке Трубецких-Нарышкиных

Стены с обоих сторон парадной лестницы особняка Трубецких-Нарышкиных украшают два живописных панно французского художника Голана. Правая картина при подъёме по лестнице называется «Встреча» и изображает сбор гостей на террасе роскошного венецианского палаццо.

Картины на правой стене парадной лестницы Встреча особняк Трубецких Нарышкиных
Картины на правой стене парадной лестницы «Встреча»

На левой картине изображена сцена из «Концерта».

Обратите внимание, на обоих картинах по центру вверху изображён герб Нарышкиных. Гости должны были с порога понять, в чей дом они пришли.

Особняк Трубецких-Нарышкиных - как  посетить бесплатно с экскурсией в рамках ювелирной выставки
Потолок в холле над парадной лестницей

Поднявшись по лестнице, обратите внимание на два больших настенных светильника. Они оригинальные, сделаны в 1876 году из позолоченной бронзы мастером Анри Дассон сделал по заказу Василия Нарышкина. На светильниках можно разглядеть клеймо мастера с его именем и годом изготовления.

В лапах львов на светильниках изображён герб рода Нарышкиных. Под гербом надпись лентой с девизом дома Нарышкиных «ПРИ ТОЙ». Смысл фразы обращён женщине, благодаря которой род Нарышкиных стал богат и знаменит — Наталье Кирилловне Нарышкиной, матери императора Петра I. Нарышкины были небогатыми поместными дворянами и именно к ним можно отнести пословицу «из грязи в князи». Родственники первой жены царя Алексея Михайловича Марии Ильиничны Милославской называли между собой Наталью Нарышкину «худородной». После замужества Натальи Нарышкиной на царе Алексее Михайловиче и рождения Петра I всё изменилось, род Нарышкиных навсегда вошёл в историю российской империи.

Женская половина особняка Трубецких-Нарышкиных — замысел Елизаветы Трубецкой

Далее мы проходим в левую часть особняка Трубецких-Нарышкиных, её ещё называют «женской» половиной. Cудя по обилию белого в оформлении анфилады залов, Елизавета Трубецкая очень любила именно белый цвет. Особенно потрясают своим изяществом и красотой белые двери между комнатами.

Зал княгини Орбелиани Особняк Трубецких-Нарышкиных
Зал княгини Орбелиани

Ротонда

В основные комнаты женской половины мы попадаем через Ротонду — небольшой зал круглой формы. Обратите внимание на красивый купол. При Трубецких это было место для уединения и романтических бесед.

При Нарышкиных из Ротонды сделали фактически проходную комнату, соорудив четыре двери. Одна ведёт в коридор парадной лестницы, вторая в Абрамовский зал, третья в зал Витте. А четвёртая тайная дверь вела в родовую сокровищницу с богатствами рода Нарышкиных, о которых ходили легенды. Именно эти сокровища и и были найдены в марте 2012 года во время строительных работ.

Элементы оформления Ротонды
Элементы оформления Ротонды
Элементы оформления Ротонды особняк Трубецких-Нарышкиных
Элементы оформления Ротонды

Пётр Трубецкой после приобретения здания в 1855 году передал все заботы по его реконструкции своей супруге Елизавете Трубецкой. Именно она пригласила архитектора Гаральда Боссе для строительства особняка. Залы, левее от парадной лестницы (при подъёме) считаются «женскими» — здесь она максимально воплотила свои фантазии и задумки. Её целью было создать роскошные богатые интерьеры для проведения модных тогда салонов для петербургской знати. И это ей удалось, салон был популярен в Петербурге, здесь можно было узнать последние сплетни.

Три большие «женские» залы: зад Витте, зал княжны Лизон и зал княгини Орбелиане) восхищают своей белоснежностью и сверканием позолоты.

Зал Витте или Золотая гостиная

Первая комната по ходу движения — это зал Витте или Золотая гостиная.

Зал Витте
Зал Витте
Особняк Трубецких-Нарышкиных - как  посетить бесплатно с экскурсией в рамках ювелирной выставки
Люстра в зале Витте
Особняк Трубецких-Нарышкиных - как  посетить бесплатно с экскурсией в рамках ювелирной выставки
Плафон в зале Витте

Если приглядеться к верхним углам зала Витте можно увидеть изображение Афродиты, рождающейся из морской пены. Так архитектор, желая польстить хозяйке дома, представил её портрет в этом образе женщины на золотой волне. Елизавета Трубецкая действительно была женщиной невысокого роста и носила пышные юбки белого цвета, за что в высшем свете её и называли «Афродитой».

Изображение Афродиты, рождающейся из морской пены - образ хозяйки Елизаветы Трубецкой 
Изображение Афродиты, рождающейся из морской пены — образ хозяйки Елизаветы Трубецкой 

В комнате за стеклянными витринами можно разыскать роскошный оригинальный камин из дорогого французского мрамора красного цвета под названием «гриотте», что переводится с французского языка как «вишня».

Зал княжны Лизон или Зеркальный зал

Следующий зал княжны Лизон или Зеркальный зал. В этом зале проходили знаменитые на весь Петербург вечера у Трубецких. Изюминкой зала являются 6 больших зеркал в бронзовых позолоченных рамах.

Изображение на плафоне в зале княжны Лизон называется «Сафо с Лесбоса в окружении муз», автор А. Боннар. С ним связана одна интересная история. Обратите внимание на меленького мальчика амурчика, который держит зеркало. А в зеркале отражается полуобнажённая танцовщица. В советское время особняк Трубецких-Нарышкиных занимал дом политического просвещения Дзержинского райкома партии. Видимо для работников политпросвещения вид полуголой дамы был неприемлем и они заклеили его портретом маленького Ленина, того самого кудрявого, который изображён на октябрятских звёздочках. Оригинал с удивлением обнаружили реставраторы, когда отклеили этот портрет Ленина. Вот так пикантный замысел французского художника с отражением полуобнажённой дамы в зеркале, которое держит ребёнок, был заменён отражение в этом зеркале как-бы самого ребёнка.

 Плафон Сафо с Лесбоса в окружении муз особняк Трубецких-Нарышкиных
Плафон «Сафо с Лесбоса в окружении муз»

Зал княгини Орбелиани или Картинный зал

На стенах в зале размещено две картины, отсюда и такое название. Также здесь красивая хрустальная люстра, восстановленная по чертежам.

Зал княгини Орбелиани был предназначен для уединения и отдыха от бурных светских вечеров, проходивших в соседнем зале княжны Лизон.

Зал княгини Орбелиани
Зал княгини Орбелиани
Плафон в зале княгини Орбелиани
Плафон в зале княгини Орбелиани

Зал был сделан из остатков дома Ганнибала, поэтому он небольшой по размеру и с не высокими потолками. По свидетельствам в этом зале когда-то бывал поэт Александр Сергеевич Пушкин.

Мужская половина особняка Трубецких-Нарышкиных — замысел Василия Нарышкина

Дела у Трубецких шли не очень. Семья подразорилась на увлечениях искусством и салонами. Так Елизавета даже написала и опубликовала «Сказание о роде Трубецких», что было весьма затратно. В общем они были вынуждены продать особняк Павлу Павловичу Демидову, мужу их дочери Елены.

Демидов, возможно и не купил бы особняк просто так. Но супруга Елена уговорила его, а он был человеком мягким. Дочь, разумеется, хотела помочь своим обедневшим родителям. Для покупки Демидову пришлось продать два своих особняка в Петербурге на Большой Морской улице 43 и 45. Но поскольку Павел Павлович жить в Санкт-Петербурге не собирался, то в 1875 году продал особняк Василию Нарышкину.

Нарышкин тоже был им не чужой человек. Все трое владельцев были хорошими друзьями когда вместе служили при Русском посольстве в Париже. В общем, так или иначе особняк Трубецких-Нарышкиных переходил из рук в руки родственникам и друзьям. Да и название такое не случайно. Наибольшую лепту в его строительство внесли, конечно, Трубецкие и Нарышкины.

Нарышкин увлеченно и от души развернулся в строительстве и перестройке особняка. Руководил работами он лично и перестроил особняк по своему вкусу. Можно сказать — удовлетворил своё тщеславие. Он хотел пригласить того-же архитектора Боссе Гарольда, который работал на Трубецких. Но тот уже сколотил себе состояние в России выполняя заказы богатых людей и уехал почивать в Германию. Нарышкину оставалось пригласить его ученика — архитектора Роберта Гёдика.

Так выглядит зал Нарышкиных, когда там нет мероприятий
Так выглядит зал Нарышкиных, когда там нет мероприятий

Удовлетворяя своё тщеславие, Нарышкин повесил на фасаде особняка свой семейный герб. К сожалению, он не сохранился до наших дней. Затем он расширил особняк за счёт прилегающего сада. Пристроил каретные помещения и дополнительные залы, увеличил площадь и этажность служебного флигеля. Остатки сада можно увидеть со стороны Друскеникского переулка, соединяющего улицу Чайковского и Фурштатсткую.

Парадная лестница, о которой мы говорили выше была построена при Нарышкине. Помните, на картинах боковых стен изображён герб Нарышкиных.

Вся мужская половина — это замысел Нарышкина. Если на женскую половину Трубецких мы направлялись по лестнице влево, то на мужскую нужно идти направо. Обойдя её полностью мы попадём в известную нам Ротонду, а оттуда снова окажемся в женской половине.

Зал Нарышкина или Театральный зал

Этот и следующий зал были построены в стиле замков эпохи Генриха 4, отсюда и название «мужские». На потолке они разделяются огромными балками, что не очень-то подходит для дворцовой архитектуры, но неплохо ассоциируются со старинным замком.

Этими балками помещение как бы разделено на две части и у каждой своя люстра и плафон. Вот так выглядит плафон и люстра в первой части зала Нарышкиных.

Потолок первой части зала Нарышкиных
Потолок первой части зала Нарышкиных
Плафон и люстра первой части зала Нарышкиных
Плафон и люстра первой части зала Нарышкиных

Углы плафона украшают гербы хозяина дома. Нарышкины хоть и не стали титулованными дворянами, но княжескую корону в свой герб добавили.

Герб Нарышкиных в углу плафона зала Нарышкиных
Герб Нарышкиных в углу плафона зала Нарышкиных

По центру зала расположен красивый камин чёрного цвета с большим зеркалом. На стенах сохранились оригинальные бронзовые светильники.

А вот так выглядит второй плафон и люстра во второй части зала Нарышкиных.

Люстра во второй части зала Нарышкиных
Люстра во второй части зала Нарышкиных
Плафон и люстра во второй части зала Нарышкиных
Плафон и люстра во второй части зала Нарышкиных

Зал Трубецких

Зал Трубецких также на потолке разделён огромной балкой.

Зал Трубецких
Зал Трубецких
Плафон в зале Трубецких
Плафон в зале Трубецких

Петровский и Васильевский зал

Из зала Нарышкиных две двери ведут в две небольшие комнаты. Их называют Петровским и Васильевским залами.

Зал с одним окном и старинным камином — это Петровский зал. А зал с двумя окнами — Васильевский зал. Они служили спальней и будуаром.

В Петровском зале установлен камин из мрамора с плитой для дров из камня, который переливается разными цветами как павлиний хвост.

Камин из мрамора с плитой для дров из камня
Камин из мрамора с плитой для дров из камня

Абрамовский зал

И последний зал в особняки Трубецких-Нарышкиных, который доступен для просмотра — Абрамовский. В него мы попадаем, если вернёмся в зал Трубецких. А из него соответственно проходим обратно в Ротонду.

Внимание привлекает сохранившаяся оригинальная люстра-тарелка. На потолке роскошный расписной плафон.

Особняк Трубецких-Нарышкиных - как  посетить бесплатно с экскурсией в рамках ювелирной выставки
Абрамовский зал

Посещение особняка Трубецких-Нарышкиных — основные выводы

Несомненно — это один из красивейших особняков Санкт-Петербурга, да ещё поддерживаемых в отличном состоянии. Кончено, во время выставки здесь всё заставлено, на как вы могли увидеть на фотографиях, всё равно есть что посмотреть.

Видео обзор во время прогулки по особняку Трубецких-Нарышкиных

Рекомендую обязательно попасть на экскурсию. Экскурсовод очень интересно рассказывает, и каждый раз добавляет что-то новое. Иногда рассказ сопровождается прогулкой по особняку, но если много посетителей, то ограничиваются лекцией на парадной лестнице.

Кроме этого, экскурсовод является специалистом геммологом. Он знаком с реставраторами города и его часто привлекают к реставрационным работам как специалиста по камням. Здесь, на выставке, он может сделать бесплатную экспертизу камней, даже тех, что вы возможно купите прямо здесь. Если вердикт будет неутешительный, можете вернуть камень прямо на выставке.

Совет для тех, кто собирается купить дорогое ювелирное изделие с камнем — требуйте от продавца сертификат на камень, в котором будет указано сколько в нём каратов, чистота камня и т.п. А потом ещё сходите на экспертизу к экскурсоводу — геммологу.

Рекомендую при посещении оставить верхнюю одежду в гардеробе, что в подвальном этаже. Там же есть бесплатный туалет.

Самое интересное, что стоит запомнить про особняк Трубецких-Нарышкиных:

  • Трубецкие и Нарышкины были родственники, и по очереди владели особняком, отсюда и такое двойное название. Именно они внесли главную лепту в его строительство.
  • В особняке оригинальные бронзовые светильники 1876 года с пометкой мастера и гербом Нарышкиных.
  • Во многих местах вы увидите фамильный герб Нарышкиных. Он был последним хозяином особняка и хотел подчеркнуть своё происхождение, хотя так и не стал титулованным дворянином.
  • Особняк условно разделён на две части — женскую и мужскую. Женская часть — воплощение идей Елизаветы Трубецкой, а мужская Василя Нарышкина — залы в стиле замков Генриха 4.
  • В 2012 году во время капитального ремонта после расселения коммунальных квартиры в особняке нашил клад, стоимостью примерно 4 млн. евро.
  • В зале княжны Лизон обратите внимание на плафон «Сафо с Лесбоса в окружении муз». Там мальчик держит зеркало с изображением полуобнажённой танцовщицы. Во времена когда в особняке находился дом политпросвещения, зеркало заклеили детским портретом В.И. Ленина, видимо из-за того, что неприлично было работникам смотреть на полуобнаженную даму.

Рядом с особняком Трубецких-Нарышкиных есть много интересных мест, где можно прогуляться. Например, в двух шагах находится известная церковь Анненкирхе, где проходя интересные выставки.

На Литейном проспекте можно заглянуть во дворик «Сен-Жермен» и в Шереметьевский сад, где находится музей Анны Ахматовой и интересная выставка на улице. Рядом находится Преображенский собор и красивейший музей Академия Штиглица.

Приятных Вам прогулок и новых впечатлений!

Читайте также:

Как Вам статья? Если есть что добавить, исправить или просто поделиться впечатлениями, пишите в комментариях, не стесняйтесь!

Ещё больше об интересных местах и событиях в Санкт-Петербурге читайте в нашем Инстаграм - @p24p_ru и Телеграм канале.

А у нас есть ещё Дзен канал и группа в Вконтакте. Подписывайтесь там, где Вам удобнее!

Раз дочитали до конца, значит Вы молодец и любите Петербург, а Петербург любит Вас! Ценим, обнимаем, возвращайтесь к нам.

Да, не забудьте поделиться статьей с другом, нажав на кнопку социальной сети внизу. Возможно вместе вам проще будет решиться на путешествие и появятся новые идеи. Но только с одним другом, не распыляйтесь.

В статье присутствует реклама ООО «Спутник». ИНН 7814547081, Tripster Ltd. ИНН CY 10394908R

Оцените статью
А что в Петербурге
Здесь Вы можете оставить комментарий: