Продолжаем знакомство с интерьерами одного из самых богатых и красивых дворцов Санкт-Петербурга — Юсуповского дворца на Мойке. В этой статье я покажу Вам залы первого этажа, где находились жилые покои князя, и «половина» молодых — Феликса и Ирины Юсуповых. В подвальных помещениях посмотрим на экспозицию «Убийство Распутина» и покажу вам действующий ресторан, где находилась кухня Юсуповых. На втором этаже заглянем в комнаты, которые служили будуаром Зинаиды Николаевны.
О парадных залах, домашнем театре и об экскурсиях читайте в предыдущей статье о Юсуповском дворце.
Жилые покои князя
На первом этаже Юсуповского дворца располагались помещения, предназначенные непосредственно для проживания семьи и неофициальных встреч. Из парадного вестибюля можно было попасть на половину молодого князя Феликса и его жены (правая сторона), а в левой части находились покои князя. Туда мы и направимся.
Музыкальная гостиная
Осмотр покоев князя начинается с Музыкальной гостиной, где часто устраивались небольшие камерные выступления. В оформлении её интерьеров просматривается дух итальянского Ренессанса. Архитектор И.А. Монигетти, художник О. Руйи (1858-1860-е гг.).



Музыка была главным увлечением хозяина дворца Николая Борисовича младшего. Поэтому здесь со временем была собрана уникальная коллекция старинных инструментов. Среди них были скрипки мастеров отца и сына Амати, Гварнеги, Страдивари. Сейчас мы можем видеть только сохранившийся механический орган – инструмент для проигрывания музыки с помощью механических валиков. Орган оригинальный — XIX века. Его звучание можно услышать на музыкальных вечерах и концертах в Юсуповском дворце.

Обратите внимания на старинные зеркала эпохи Ренессанса.


Дворец Юсуповых был оснащён радиаторами и работало электричество, что говорит об использовании самых передовых технологий при строительстве и реконструкции дворца.
Гостиная Генриха II
Гостиная Генриха II обустроена по заказу Николая Юсупова (мл.). Выполнена в стиле французского Ренессанса эпохи Генриха II, что и породило её название. Архитектор И.А. Монигетти, (1858-1860-е гг.).


Особый интерес представляет отделка стен панелями и фанеровка дверей и окон из грушевого дерева. А также подлинный мебельный гарнитур из массива груши, обитый шерстяной тканью XIX века — приобретён во Франции.

Навершение камина — точная копия скульптуры времени короля Генриха II, находящейся в одном из залов Лувра.


Дополняют убранство гостиной Генриха II две консоли с зеркалами, выполненные в технике «буль», и столик, декорированный в столешнице орнаментом наборного дерева и мозаикой из цветного поделочного камня.
Кабинет князя с библиотекой
Кабинет князя в Юсуповском дворце был обустроен в середине XIX века. Он служил одновременно и библиотекой, о чём свидетельствуют подлинные двухъярусные книжные шкафы из массива дуба. Собрание книг семьи Юсуповых было одним из наиболее обширных и ценнейших в России. Здесь находилась часть уникального 55-тысячного книжного собрания князей Юсуповых. Наиболее ценные экземпляры сейчас хранятся в Эрмитаже, библиотеке Академии наук и Российской Национально библиотеке.


Осояый интерес представляет потайная комната-сейф, в которую ведет металлическая дверь, обустроенная в западной стене. А также выдвижная лестница в боковой части шкафа, ведущая на второй ярус. Там хранились ценные рукописи и автографы. В 1925 году были найдены ранее неизвестные 27 писем А.С. Пушкина, сейчас они хранятся в Пушкинском доме.

При Юсуповых за стеклянными витринами выставлялись коллекционные монеты и медали. Над камином располагалась коллекция старинного серебряного оружия. Сейчас всё это в Эрмитаже.

Бильярдная — Турецкий кабинет
Бильярдные часто встречались в интерьерах дворянских жилых покоях. В Юсуповском дворце он был сделан на месте внутреннего двора и оснащён световым фонарём, что обеспечивало дневное освещение.


Старинный бильярдный стол находится в центре небольшого зала. Из подлинных сохранилась подставка для кия и часть бильярдных шаров из слоновой кости. Стены расписаны по сиенский мрамор.
Второе название — Турецкий кабинет комната получила из-за дивана с кожаной обивкой, навивающего образы восточных диванных комнат и бронзовой люстры с характерным орнаментом из цветной эмали.



Картины на стенах — современные копии (Рембранд Харменс ван Рейн, середина XVII века), оригиналы вывезены Юсуповыми в эмиграцию. Сейчас хранятся в Национальной галерее искусств в Вашингтоне.
Мавританская гостиная
Мавританская гостиная свидетельствует об увлечении хозяев особняка восточной культурой, что естественно, учитывая историю княжеского рода. Мавританские мотивы были усилены архитектором Степановым в 19 века, с тех порт прижилось это название.

Особый восточный колорит придают мозаичные полы из разноцветного мрамора, стены и своды с орнаментами узоров с арабской вязью по золочёному фону, сосуды для благовоний в нишах стен, золочёные резные решетки на окнах и люстры-фонари.


Изначально в центре гостиной был обустроен фонтан с беломраморной чашей. В конце XIX века его переделали под бассейн.

Во время недавних реставрационных работ были обнаружены неизвестные ранее изображения объединённых фамильных гербов князей Юсуповых и графов Сумароковых-Эльстон.
Гардеробная
В жилых покоях князя были необходимы и комнаты утилитарного назначения. Из Мавританской гостиной мы сразу попадаем в небольшую Гардеробную. Здесь были вместительны шкафы для одежды хозяина с ящиками для обуви.

За дверью, напротив входа, сохранилась мраморная ванная середины 19 века, что свидетельствует о комфортном бытовом устройстве княжеского дома.
Секретарская
Интерьер менял своё назначение в разное время. На чертежах 1860-го года он помечен как Канцелярия Его Сиятельства, потом был княжеской спальней и затем Секретарской комнатой.

Главное украшение — великолепные витражи французской работы.

Дубовая лестница ведёт в покои княгини на втором этаже.


Двухъярусный шкаф для документов, картотечный шкафчик со шторкой-жалюзи, стол и кресла подобраны по историческим аналогам. На стенах семейные портреты и фотографии.
Покидая Секретарскую мы попадаем в коридор переходящий в первую комнату где мы побывала — Музыкальную гостиную.

Буфетная (Малая столовая)
Буфетная (Малая столовая), оформленная в стиле европейского Ренессанса, служила Юсуповым семейной столовой. Комната интересна отделкой потолка деревянными панелями с восточным орнаментом. Стены отделаны обоями из натуральной кожи с тиснением и росписью масленными красками. Сейчас в буфетной установлены витрины с сувенирами.


Будуары княгини
Из Гобеленовой гостиной через Помпейский коридор проходим в женскую половину дворца Юсуповых – в личные покои княгини. В эти залы можно попасть только с гидом в рамках расширенной экскурсии.
Младший сын Зинаиды Николаевны, Феликс, называл комнаты матери «сердцем дворца».

Белая гостиная
Белая гостиная – просторная комната в белых тонах выполнена в стиле рококо. Убранство составляет мягкая мебель нежных оттенков. Стены украшены лепниной, позолотой и зеркалами.


На одной из них расположен известный портрет Зинаиды Юсуповой работы Валентина Серова (копия). Позировала художнику она именно в этой гостиной. Оригинал картины сейчас находится в Русском музее.


В этой комнате она проводила время с детьми, читала книги.
Фарфоровый будуар (Туалетная) и Персидский будуар
Фарфоровый будуар (Туалетная) выполнен в зеленых тонах в стиле неорококо. Небольшая комната напоминает драгоценную шкатулку. Зелёные тона придают лёгкости и свежести. Здесь княгиня примеряла наряды, принимала портных.

Воздушности комнате добавляет и зеркальный потолок. Люстра будуара, изготовленная в России в начале XX века, напоминает цветочную корзину. Она подлинная. Роспись потолка имитирует отделку под фарфор.

В комнате необычные предметы мебели.

Композицию завершают фарфоровые статуэтки и декор стен.



Персидский будуар находится в едином пространстве с Фарфоровым будуаром, в глубине комнаты. Нам разрешили посмотреть на него только издалека. Вдалеке видна пикантная картина.


Оформлялся для княгини Татьяны Васильевны. Стены его покрыты сусальным золотом. Название комната получила благодаря восточной росписи стен и персидским коврам, покрывавшим пол и стены.
Там же находится ванная княгини – небольшая комната с овальным окном, выходящим во внутренний двор. Украшена цветной керамической плиткой и лепниной. Её нам не показали. А вот туалет княгини можно было посмотреть. Выглядит как современный унитаз и говорят до сих пор в рабочем состоянии.

Половина молодых — жилые покои Феликса и Ирины Юсуповых на первом этаже
В 1914 году молодой наследник рода – князь Феликс женился на племяннице императора Николая II Ирине Александровне Романовой. Давняя мечта Юсуповых породнится с императорским родом сбылась. Новобрачным в Юсуповском дворце выделили левое (восточное) крыло первого этажа. Отдельный дворец не стали строить, есть предположение, что княгиня хотела присматривать за ним, чтобы не произошло такой же трагедии, как со старшим сыном.
В «Половине молодых» сделали дорогой ремонт примерно в том же стиле, что и остальные залы дворца. Но на дворе был уже 20-й век и Феликс посчитал это старомодным. Он решил всё переделать, нанял новых архитекторов и лично принимал участие в выработке концепции. В результате получился синтез классических традиций и веяний «Серебряного века». Серебра и светлых тонов там действительно много.
Здесь всё необычно и оригинально: Серебряный будуар, Кабине тс бассейном, Зимний сад и «гарсоньерка» для молодого хозяина. А. Бенуа писал «Что-нибудь да произойдёт здесь» и оказался прав. Именно здесь и убили Распутина.
Ремонт, начатый Феликсом, так и не был закончен. После убийства Распутина молодые уехали в Крым, так и не успев там пожить. А потом революция.
Интерьеры интересны именно тем, что воплощают фантазии молодого князя Феликса Юсупова. К сожалению, после революции эту часть дворца не признали музейной ценностью, считая её современной. Здесь разместился дом культуры и оригинальное мебельное убранство было утрачено.

Серебряный будуар — малая гостиная
Экскурсия по «Половине молодых» начинается с «Серебряного будуара» (Малой гостиной) или, как его ещё называют, Будуар с серебряным альковом — назван так благодаря отделке альковной части сусальным серебром. Альков покрыт коробовым сводом, на котором сохранилась оригинальная живопись Чехонина. И отделен от остальной части комнаты двумя колоннами. Пол выложен розоватым мрамором.



Поставщик Двора Его Императорского Величества Ф. Тарасов сделал для Серебряного будуара мебель под слоновую кость. Сейчас здесь находится светлая мебель карельской берёзы начала XX века, ранее размещавшаяся в другой части Юсуповского дворца.


Лёгкая изящная лепнина этих комнат ассоциируется с молодой невестой. Люстры более тонкие и изящные, по сравнению с образцами 19-го века.
Спальня княгини Ирины
Спальня Ирины выходит окнами во внутренний дворик. Возведенная в комнате арка делит помещение на две неравные части. Сводчатые плафоны потолка украшены росписью. В спальне сохранился мраморный камин. Альковная часть раньше вмещала большую двуспальную кровать.



Дверца из спальни вела напрямую в личную уборную и ванную княгини. Вода, электричество, отопление и другие современные технологии были предусмотрены во дворце.

Пещера драгоценностей
Пещера драгоценностей – своеобразный семейный сейф, где хранились драгоценности. Феликс называл её «Пещера Алладина». В комнату можно попасть по деревянной лестнице из спальни Ирины. Главная ее особенность – расположение в межэтажном перекрытии.


Для хранения драгоценностей использовались специальные витрины.


Комната с бассейном князя Феликса
Комната с бассейном князя Феликса – одно из наиболее необычных помещений. Этакое свидетельство сибаритства и экстравагантности молодого наследника. Видимо Феликс устал от огромных залов во дворце и решил сделать себе такой маленький кабинет.


В комнате была обустроена ванна наподобие римских терм, отделанная белым мрамором.


Зимний сад
В помещении перед малым танцевальным залом раньше находился Зимний сад.

Малый танцевальный зал
Малый танцевальный зал – самый большой интерьер в покоях молодых. Украшен двумя рядами коринфских колонн, скульптурными рельефами на античные темы. Объем помещения иллюзорно увеличен за счет обустройства полуротонды с зеркалами на стенах. Через зеркальные двери можно попасть в Зимний сад.


Обратите внимание на лёгкую и изящную люстру «хрустальный дождь».

Малый танцевальный зал находится ровно под Большим танцевальным залом Юсуповского дворца.
Большая гостиная Феликса Юсупова
Большая гостиная Феликса Юсупова интересна живописными элементами. Потолочный плафон, пилястры покрывает растительный орнамент. В тончайших узорах, выполненных мастером Чехониным, угадываются цветочные гирлянды, лебеди, райские птицы, бабочки.


Анфилада парадных залов «Половины молодых» сейчас находится на реставрации.
Экспозиция «Убийство Распутина» в Юсуповском дворце
Экспозиция «Убийство Распутина» находится в подвальных этажах Юсуповского дворца. В тех самых комнатах, где и было совершено покушение при непосредственном участии Феликса.

Молодой князь искренне считал, что убийство Распутина поможет освободить Императора от влияние этого человека и послужит на благо России. Но, как показывает история, подобное насилие ни к чему хорошему не приводит. Как мы знаем вскоре после этого произошли трагические для России события связанные с революцией и гражданской войной.


Сама по себе экспозиция мало представляет интереса с исторической точки зрения. На осмотр у вас уйдёт минут пять. Чтобы на неё попасть, нужно выбирать экскурсию, где помечено включение этой экспозиции в маршрут. Из-за этого вам покажут меньше основных залов дворца. Поэтому в первый раз рекомендую уделить внимание всё-таки основным историческим залам, а потом, например, выбрать вот эту экскурсию с посещением только покоев молодых и экспозиции «Убийство Распутина».
Юсуповские кухни, где можно подкрепиться
После прогулки по залам Юсуповского дворца непременно зайдите в ресторан «Юсуповские кухни». Он находится в подвальном помещении, где раньше находились владельческие кухни. Здесь готовили обеды для хозяев, на балы и приёмы.


Интерьера оформлены по старинным фотографиям в стиле 19-го века. В общем это кафе как музей.


Цены вполне приемлемые. Попасть сюда можно только при посещении музея после экскурсии, просто с улицы не зайти. Можно также арендовать зал под мероприятие.

На входе в музей после гардероба есть также современное «розовое» кафе. Но там можно только перекусить бутербродом и сладкой выпечкой.

На что обратить внимание при посещении дворца Юсуповых на Мойке
На этом наша прогулка по залам дворца Юсуповый завершена. Предыдущий обзор основных парадных залов читайте по ссылке. Подведём небольшой итог.
Дворец Юсуповых на Мойке, пожалуй, самый большой и роскошный из дворцов в Санкт-Петербурге после Зимнего дворца. Количество залов огромное, поэтому разработано несколько маршрутов. Обращайте на это внимание при покупке билетов.
Если вы хотите спокойно погулять по дворцу, не торопясь и без большого количества народа, то рекомендую приобрести экскурсию с аудиогидом. Она включает в себя Парадные залы, Покои князя и Половин молодых. Вам никто не будет мешать фотографировать и останавливаться там где хочется и насколько хочется.
Посещение Будуаров княгини включено только в длинные маршруты с живым гидом, например, здесь. В остальные залы можно попасть самостоятельно с аудиогидом.
В Юсуповском дворце также доступны к посещению Домовая церковь и Бельевая кладовая. Туда можно попасть, например, в рамках вот этой экскурсии.
Полезные ссылки:
- Юсуповский дворец — образец роскоши и безупречного вкуса: прогулка по парадным залам
- Статья в Дзене.
- Официальный сайт Юсуповского дворца: yusupov-palace.ru