Юсуповский дворец — образец роскоши и безупречного вкуса: прогулка по парадным залам

Дворцы и здания

Юсуповский дворец на Мойке является жемчужиной из всех 57 дворцов, принадлежащих княжеской семье. Думаю, его можно считать самым роскошным из дворцов в Санкт-Петербурге. Эрмитажу он уступает разве что по масштабу коллекции. Род князей Юсуповых был когда-то самым богатым в Российской империи, поэтому его представители могли позволить себе жить в настоящей роскоши.

Юсуповский дворец поражает великолепием интерьеров при внешней простоте, что говорит о безупречном вкусе, которым обладали его владельцы. Здесь роскошно, использовались самые дорогие материалы и предметы быта, в полном объёме присутствуют технические и архитектурные новшества того времени, но при этом всё сдержанно и изысканно. Юсуповский дворец полностью соответствовал статусу семьи и их положению в обществе.

Когда я попал сюда впервые, восторг трудно передать. По окончании экскурсии осознаёшь, что одного посещения мало, хочется приходить регулярно, хотя бы раз в 2-3 года. Всем знакомым и тем, кто приезжает в Санкт-Петербург впервые, рекомендую обязательно включить посещение этого дворца в свою программу.

В статье коротко расскажу об истории дворца, пройдёмся по парадным залам, покажу на сделанных во время экскурсии фотографиях как выглядят залы. Также объясню, как попасть и сколько стоят билеты в Юсуповский дворец, какую экскурсию лучше выбрать. В конце статьи поговорим о происхождении огромного богатства семьи Юсуповых. Отчёт о прогулке по остальным залам: Жилые покои князя, Будуары княгини и Покои молодых, выложу в следующей статье.

Билеты и экскурсии в Юсуповский дворец

Как пройти в Юсуповский дворец

Сначала пару слов о том, как попасть во дворец.

Обратите внимание, Юсуповский дворец хоть и выходит окнами на Мойку, но вход в музей находится со стороны улицы Декабристов 21. А вот если вы купили билет в домашний театр Юсуповского дворца, то сможете войти с парадного входа — с набережной реки Мойки, 94.

На улице Декабристов 21 сразу за воротами в отдельном здании расположена касса и в том же здании красивое кафе.

Кафе в кассах Юсуповского дворца здесь можно купить билет в Юсуповский дворец
Кафе в кассах Юсуповского дворца

Чтобы попасть во дворец, нужно пройти через Юсуповский сад, везде есть указатели. В конце сада увидите жёлтый забор и ворота с охранником во внутренний двор дворца. Туда уже пускают по билетам.

Билеты в Юсуповский дворец
Вход во внутренний двор Юсуповского дворца и далее в сам дворец на экскурсии по залам

Сад кстати заслуживает отдельного внимания, вход сюда бесплатный. Здесь очень красиво осенью. Выделите минут 30 на его осмотр.

Сад Юсуповского дворца
Сад Юсуповского дворца

Какой маршрут и экскурсию выбрать при покупке билета в Юсуповский дворец

Юсуповский дворец очень большой, поэтому было разработано несколько маршрутов. Самый длинный маршрут, охватывающий почти все залы занимает примерно 2,5 часа.

Ещё маршруты делятся на те, что с живым гидом и с аудиогидом. Аудиогид предоставляется бесплатно — либо в виде приложения для смартфона, либо отдельный аппарат под залог в 1000 рублей.

Из своего опыта рекомендую брать билет с аудиогидом. Так вы будете свободны в выборе темпа прогулки по дворцу и сами вольны выбирать на сколько останавливаться в том или ином зале. И ещё один немаловажный плюс аудиогида — можно избежать толп туристов.

Чтобы не стоять в очередях рекомендую приобретать билеты онлайн.

Варианты билетов в Юсуповский дворец с аудиогидом:

Билет на экскурсию с живым или аудио гидом можно приобрести в кассах или на сайте дворца. Билеты в Юсуповский дворец продаются на конкретное время.

Также хочу обратить внимание на возможность посетить Юсуповский дворец с индивидуальным гидом. Это идеальный вариант комфортной экскурсии, если располагаете средствами. Вы можете прийти один, вдвоём или с компанией до 7 человек.

История Юсуповского дворца и архитектурные особенности

Место для возведения жилых покоев в устье реки Мойки было выделено еще Петром I. Предназначалось оно для дворца императорской племянницы Прасковьи Ивановны. Во времена царствования Елизаветы дворец был выкуплен ее сподвижником Петром Шуваловым. При его сыне Андрее в 70х годах XVIII века дворец перестроили в духе раннего классицизма.

В 1795 году здание выкупила императрица Екатерина II и презентовала любимой фрейлине Браницкой – племяннице Потемкина. В 1830 году за четверть миллиона рублей дом приобрели Николай и Татьяна Юсуповы. В качестве официального покупателя выступил их сын Борис.

Юсуповский дворец на Мойке
Юсуповский дворец на Мойке

Юсуповский дворец известен тем, что именно сюда его последний владелец князь Феликс с группой заговорщиков завлекли Распутина. В подвале дома «старца» постарались убить. А в итоге после неудачных попыток утопили Распутина в Мойке.

После февральской революции в здании усадьбы расположилось посольство Швеции. После октября 1917 года благодаря наркому Луначарскому Юсуповский дворец признали объектом культурного наследия.

В годы блокады Ленинграда в доме располагался госпиталь. Обстрелы города гитлеровскими войсками привели к частичному разрушению здания из-за прямых попаданий бомб и снарядов. Но уже в 1943 году еще до полного снятия блокады дворец начали ремонтировать.

Реставрация здания проводилась не единожды. Последняя шла несколько лет и закончилась в 2019 году.

Первоначально трехэтажный фасад дома выходил на Мойку. Его украшение в виде тосканского портика с шестью колоннами сохранились. С противоположной стороны был обустроен парадный двор.

Юсуповский дворец, парадный фасад выходит на Мойку
Юсуповский дворец, парадный фасад выходит на Мойку
Герб рода Юсуповых на фасаде дворца
Герб рода Юсуповых на фасаде дворца
Парадный двор Юсуповского дворца вход через Декабристов 21
Парадный двор Юсуповского дворца, вход со стороны ул. Декабристов

Юсуповы после покупки решили максимально перестроить здание. Работы под началом архитектора Андрея Михайлова велись с 1830 по 1838 год. В ходе реконструкции возвели два новых корпуса. Первый – с фасадом на Мойку. Второй – на месте служебных строений. При этом общий классический стиль здания был выдержан.

Вход на парадную лестницу Юсуповского дворца со стороны Мойки
Вход на парадную лестницу Юсуповского дворца со стороны Мойки
Герб рода Юсуповых в оформлении парадного входа
Герб семьи Юсуповых в оформлении парадного входа

К крыльям усадьбы пристроили новые этажи. В интерьере появилась парадная лестница и анфилада. Внутренним убранством занимались знаменитые мастера: архитектор Ипполит Монигетти, художники Антонио Виги и Алексей Травин.

В конце XIX – начале XX века Юсуповский дворец реконструировали еще раз. Но все работы были только внутренними: проведение электричества, водоснабжения, канализации. Плюс обустройство отдельных покоев для молодого князя Феликса и его супруги. 

Парадные залы Юсуповского дворца

Внутренне убранство усадьбы Юсуповых отражает роскошный образ жизни, который вели представители княжеского рода. Залы дворца сочетают различные стили оформления: классицизм, барокко, рококо. В отделке присутствует много лепнины, золота, редкие породы дерева, живопись.

Юсуповский дворец отличается не только роскошью, но и безупречным вкусом. Юсуповы использовали только современные для того времени технологии, самые дорогие материалы и мебель, коллекционные предметы искусства сравнимые с коллекцией Эрмитажа, но при этом всё было сдержанно и без излишеств. Таким вот образом сочеталась роскошь и сдержанность.

Основная жилая часть сконцентрирована на первом этаже Юсуповского дворца. Второй этаж отдан под парадные залы. Великолепием интерьеров они часто даже превосходят императорские апартаменты.

Парадная лестница

Парадная лестница – главный вход, задающий торжественную атмосферу залов второго этажа. Композиционный центр ее – люстра XIX века диаметром 2,5 м.

Парадная лестницы Юсуповского дворца
Парадная лестница Юсуповского дворца. В 1830-е годы над ней работал архитектор Андрей Михайлов, а в период с 1858‑го по 1860 год Ипполит Монигетти
Парадная лестницы Юсуповского дворца
Парадная лестницы Юсуповского дворца
Парадная лестницы Юсуповского дворца
Парадная лестницы Юсуповского дворца

Саму лестницу из белого каррарского мрамора изготовили в Италии и по частям доставили в Санкт-Петербург. Парадная лестница сочетает архитектурные детали немецкого ренессанса и обильную барочную лепнину. У подножья лестницы гостей встречают фигуры сфинксов.

Сфинксы у подножия парадной лестницы
Сфинксы у подножия парадной лестницы

В нишах стен лестницы установлены мраморные скульптуры неизвестного итальянского мастера XVIII века, которые представляет аллегории четырех сторон света.

Скульптуры аллегории четырех сторон света
Скульптуры аллегории четырех сторон света

В нишах, находящихся на верхней площадке лестницы, имеются две скульптуры Вакха. 

С Парадной лестницы поднимаемся на второй этаж и проходим через Белое фойе.

Белое фойе Юусуповский дворец
Белое фойе
Скульптура в Белом фойе
Скульптура в Белом фойе

Гобеленовая гостиная

В Гобеленовую гостиную попадают, поднявшись по парадной лестнице. Стены комнаты отделаны массивными панелями орехового дерева и украшены тремя гобеленами французской работы. По легенде они были презентованы аристократическому семейству самим Наполеоном или Людовиком XVIII. Оригиналы гобеленов сейчас выставлены в Эрмитаже, а стены Юсуповского дворца украшают их копии.

Интерес представляет фигурная лепнина под дерево на потолке и стенах гостиной и мебельный гарнитур, изготовленный во Франции не позднее начала XIX века.

Гобеленовая гостиная
Гобеленовая гостиная была оформлена швейцарским архитектором Бернаром Симоном в 1840-е годы
Гобеленовая гостиная Юсуповский дворец
Гобеленовая гостиная
Гобеленовая гостиная в Юсуповском двореце
Гобеленовая гостиная

Парадная спальня княгини

Парадная спальня княгини оформлена в изысканном синем цвете, который присутствует в обивке стен, мебели, покрывалах на кровать, балдахине и абажурах. К сожалению, обстановка комнаты сильно пострадала во время блокады Ленинграда. Ее восстановили по акварелям.

Парадная спальня княгини
Парадная спальня княгини
Парадная спальня княгини
Парадная спальня княгини, обстановка воссоздана по акварелям

В комнате сохранился подлинный угловой камин, выполненный из оникса.

Подлинный угловой камин, выполненный из оникса
Подлинный угловой камин, выполненный из оникса

Но почему она расположена как проходная комната? Разве могла княгиня спать на виду у всех. Нет, конечно. Тогда модно было устраивать спальни как музей, для того, чтобы показывать гостям. Поэтому и называется «парадная спальня». Княгиня, конечно же спала в покоях, которые находились в дальних и не доступных гостям уголках дворца.

Спальня княгини Юсуповский дворец
Парадная спальня княгини не являлась спальней по назначению, она служила комнатой для показа гостям обстановки дворца. Княгиня здесь не спала.

Большая Ротонда

Большая Ротонда – квадратный зал с купольным потолком начинает анфиладу. Благодаря особой расстановке восьми колонн из голубого мрамора помещение кажется круглым. Особое очарование залу добавляют изображения нимф на стенах, облицованных белым искусственным мрамором.

Большая Ротонда в Юсуповском дворце
Большая Ротонда
Большая Ротонда
Большая Ротонда

И потолок, стилизованный под звездное небо.

Потолок в виде звёздного неба, Большая Ротонда
Потолок в виде звёздного неба, Большая Ротонда

Далее мы следуем по анфиладе парадных гостиных.

Анфилада парадных гостиных Юсуповский дворец

Синяя гостиная

Синяя гостиная начинает анфиладу цветных гостиных, чей фасад выходит на Мойку. Основной тон задают шёлковые синие штофные панно с золотистым орнаментов в виде стилизованных цветов и листьев, которые чудом сохранился во время войны. Интерьер комнаты поражает обилием позолоты на мебели, в отделке стен, на резном узоре дверей, подсвечниках, канделябрах. Изысканность интерьеру в целом придаёт сочетание белого, позолоты и холодных синих оттенков.

Синяя гостиная в Юсуповском дворце
Синяя гостиная. Интерьер создан в 1830-е годы при владельцах дворца и почти полностью сохранился в оригинале

Мебельный гарнитур исполнен в технике «под французский лак». В росписи плафона встречаются изящные фигурки амуров, изображения цветов и музыкальных инструментов, в медальонах — аллегории времён года.

Интерьер создан в 1830-е годы при владельцах Юсуповского дворца и почти полностью сохранился в оригинале.

Красная гостиная

Красная (Розовая, Малиновая) или Золотая гостиная украшена позолотой еще больше, чем предшественница. Считает одной из самых нарядных в Юсуповском дворце.

Красная гостиная - самая нарядная комната в Юсуповском дворце
Красная гостиная — самая нарядная комната в Юсуповском дворце

На стенах комнаты в золочёных рамах панно из красного шёлка, затканного золотым узором мотива «розетка». Панно оригинальное. На центральном панно висит портрет первой хозяйки дворца княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой. Раньше на том месте всегда висело парадное изображение монарха, поэтому гостиная называлась Императорская.

Красную гостиную украшают зеркала в золоченных рамах и уникальный «золотой» гарнитур из 28 предметов, созданный специально под эту гостиную.

Золотой гарнитур из 28 предметов создан специально под Красную гостиную
«Золотой» гарнитур из 28 предметов создан специально под Красную гостиную

Свод оформлен росписью в манере «гризайль» по мотивам античной «Илиады» Гомера. Бронзовая золочёная люстра украшена фигурой Аполлона, а её рисунок повторяет розетка паркетного пола из восьми пород цветного тропического дерева.

Свод и люстра Красной гостиной Юсуповского дворца
Свод оформлен росписью в манере «гризайль» по мотивам античной «Илиады» Гомера
Розетка паркетного пола повторяет рисунок люстры
Розетка паркетного пола повторяет рисунок люстры

Зеленая гостиная

Зеленая гостиная выглядит много скромней. Простота и сдержанность соответствует стилистике периода зрелого русского классицизма. Комната была разрушена во время обстрелов блокадного Ленинграда. Ее пришлось полностью восстанавливать.

Из деталей интерьера особый интерес вызывает камин из уральского малахита, выполненного в технике «русская мозаика». Убранство Зелёной гостиной дополняет ажурная люстра с фигурой богини Дианы русских мастеров XIX века.

Мебель карельской берёзы декорирована деталями из золочёной бронзы и чёрного дерева.

Зеленая гостиная - мебель карельской берёзы
Зеленая гостиная — мебель карельской берёзы

Танцевальный зал

Танцевальный зал оформленный в светлых тонах в стилистике позднего классицизма. В XIX здесь проходили роскошные великосветские балы, отличавшиеся благородством и элегантностью. Архитектор А.А. Михайлов, художники П. Скотти и Б. Медичи.

Танцевальный зал Юсуповский дворец
Танцевальный зал. Архитектор А.А. Михайлов, художники П. Скотти и Б. Медичи.

Огромная комната украшена великолепной хрустальной люстрой и многочисленными светильниками, которые подчёркивал атмосферу праздника.

Юсуповский дворец - образец роскоши и безупречного вкуса: прогулка по парадным залам
Танцевальный зал

Плафоны потолка расписаны итальянскими живописцами. На них изображены танцующие амуры и нимфы, напоминающие о назначении интерьера.

Зеркала на стенах визуально увеличивают пространство.

Оркестр находился в соседнем, Белоколонном Банкетном зале, а музыка доносилась через большие раскрытые двери и решётки над ними. Такая маленькая хитрость архитектора, музыка слышна в обоих залах.

Банкетный (Белоколонный) зал

Банкетный зал – самое большое парадное помещение Юсуповского дворца составляет единое целое с Танцевальным залом. После танцев проголодавшиеся гости следовали на трапезу. Столы уже были накрыты. Архитектор А.А. Михайлов, художник Ф. Торичелли.

Банкетный Белоколонный зал
Банкетный (Белоколонный) зал. Архитектор А.А. Михайлов, художник Ф. Торичелли

Второе название — Белоколонный зал, связано с тем, что сводчатый потолок комнаты поддерживается 24 белоснежными колоннами из искусственного мрамора, расположенному по периметру. Его высота – 17 м., т.е. по сути зал занимает два этажа. Роспись свода, выполненная в технике гризайль, имитирует лепку.  Внутри зала сооружены хоры для оркестра.

Примечательно, что три большие свечные люстры из папье-маше в 19 веке уже были электрическими. В полукруглой нише-экседре стоит мраморная скульптура бога виноделия и веселья Диониса.

Мраморная скульптура бога виноделия и веселья Диониса
Мраморная скульптура бога виноделия и веселья Диониса

В Белоколонном зале проходили не только парадные приёмы, но и концерты. 1 февраля 1836 года здесь состоялась первая оркестровая репетиция оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») в присутствии самого композитора.

Не забываем, что Юсуповский дворец это не царская резиденция, а всего лишь дворец частной семьи. И это впечатляет!

Галерея выставочных залов

Юсуповский дворец содержит целую Галерею выставочных залов, которая была оборудована в отдельном корпусе, возведенном специально для хранения произведений искусств, принадлежавших семье Юсуповых.

Основная коллекция живописи и скульптуры, собранная Николаем Юсуповым перевезена из имения Архангельское в 1831 году. Большинство произведений искусств после национализации были переданы в Эрмитаж и иные музеи.

Выставочные залы оформлены в духе классицизма, украшены лепниной, портиками, каминами. В ходе экскурсии вы пройдёте от Николаевского до Римского зала. А по лестнице Римского зала можно спуститься в Домашний театр Юсуповского дворца.

Николаевский зал или Зал редкостей (светло-зелёные тона)

Николаевский зал — первый выставочный зал, куда мы попадаем после Белоколонного зала. В конце 19 века зал был реконструирован, в частности здесь появилось световое окно на потолке.

Николаевский зал
Николаевский зал
Николаевский зал
Николаевский зал

Николаевским его назвали в честь предка Юсуповых — известного государственного деятеля, дипломата, основателя фамильной художественной коллекции Николая Борисовича Юсупова-старшего. Сам он в Юсуповском дворце на Мойке не жил, но потомки чтили память о знаменитом предке.

Сейчас в Николаевском зале вывешены портреты семьи Юсуповых и экспозиция об истории семьи. Вот портрет (справа) того самого Николая Борисович старшего.

портрет Николая Борисовича Юсупова-старшего
Справа — портрет Николая Борисовича Юсупова-старшего — основателя семейной коллекции

Зал также называли Залом Редкостей, так как в застеклённых шкафах хранились всевозможные диковины и экзотические редкости из коллекции Юсуповых.

Зал Прециоза (драгоценный, тёмно-зелёные тона)

В переводе с итальянского прециоза означает «драгоценный». В зале хранились полотна известнейших мастеров западно-евопейского искусства: Рембрандта, Греза, Буше, Лоррена, Мурильо и многих других.

Особенно впечатляет в этом зале свод с большими световыми фонарями. А плафон украшен растительным орнаментом. Двери из красного дерева с золочеными бронзовыми накладками.

Малая Ротонда

Небольшой круглый зал, где стояли скульптуры знаменитого итальянского мастера Антонио Кановы. Поэтому зал также называют «Ротондой Кановы». В 1920-х годах скульптуры были перенесены в Эрмитаж.

Сейчас здесь находится принадлежавшая Юсуповым изящная скульптура «Молящийся мальчик» работы итальянского мастера 19 века Луиджи Пампалони.

Cкульптура Молящийся мальчик в зале Малая Ротонда
Cкульптура «Молящийся мальчик» в зале Малая Ротонда

А скульптура «Ангел печали» напоминает о трагической истории в семье Юсуповых. Это модель надгробного памятника княжны Татьяны Юсуповой ушедшей из жизни в 22 года.

Cкульптура Ангел печали в зале Малая Ротонда
Cкульптура «Ангел печали» в зале Малая Ротонда

Античный зал (красные тона)

Название Античный зал связано с тем, что архитектурное решение интерьера напоминает античные галереи. Здесь выставлялась большая часть скульптурной коллекции, включая шесть подлинных античных мрамора, которые сейчас хранятся в Эрмитаже.

Античный зал
Античный зал
Античный зал
Античный зал

Сейчас для воссоздания атмосферы уникального домашнего музея князей Юсуповых, не имевшего себе равных по качеству и разнообразию экспонатов, здесь выставлены скульптуры и полотна художников 18-20 веков.

Римский зал

Название связано с использованием итальянских мотивов в архитектуре и декоративном оформлении зала. Например, античный сюжет живописного плафона исполнен польским художником Ф. Смуглевичем для Михайловского замка, но позже выкуплен в Юсуповский дворец.

Римский зал
Римский зал

Камин жёлтого сиенского мрамора украшен рельефом на античную тему, по обе стороны топки — гермы в виде двуликого Януса. Дверь за стилизованной римской триумфальной аркой ведёт в княжескую ложу домашнего театра семьи Юсуповых.

Римский зал, дверь в княжескую ложу домашнего театра Юсуповского дворца
Римский зал, дверь ведёт в княжескую ложу домашнего театра семьи Юсуповых

Домашний Театр Юсуповского дворца

Миниатюрный Домашний Театр – истинная жемчужина Юсуповского дворца. Попасть в него можно из Римского зала, завершающего выставочную галерею.

Театр семьи Юсуповых оформлен в таком виде в конце 19 века в традициях архитектурного стиля 18 века «рококо». Отличная акустика, большая сцена, оркестровая яма, ложи для гостей, партер позволяли устраивать великолепные театральные постановки.

Домашний Театр Юсуповского дворца
Домашний Театр Юсуповского дворца

Обстановку изысканного праздника создаёт всё: обилие позолоты, круглящиеся «рокайльные» линии, прихотливая лепнина, красный бархат обивки, яркие живописные вставки. В таком виде театр создавался для последней хозяйки дворца — блистательной Зинаиды Николаевны Юсуповой. Её монограмму видно в медальонах над ложами и сценой. До наших дней сохранились подлинные занавес и гарнитур мебели.

Театр во дворце Юсуповых на Мойке
Юсуповский театр, ложа
Театр во дворце Юсуповых, сцена
Театр во дворце Юсуповых, сцена

В театре играли многие выдающиеся музыканты и артисты. В любительских спектаклях участвовала и сама княгиня Юсупова. Как свидетельствовали современники, она обладала ярким артистическим талантом.

В наши дни в театре регулярно проходят балетные постановки и музыкальные представления. Билет стоит не дёшево, сравнимо с Мариинским театром.

Музейный коридор или Малая картинная галерея

Далее наш путь следует к Дубовой столовой. Но по пути мы заглянем ещё в несколько залов. Сначала проходим через Музейный коридор, который также называют Малой картинной галереей. В этом зале размещалась часть живописного собрания князей Юсуповых.

Сразу обращает на себя внимание красивый плафон, расписанный в технике «гризайль» с монограммами Зинаиды и Феликса Юсуповых.

Музейный коридор или Малая картинная галерея
Музейный коридор или Малая картинная галерея

Сейчас здесь выставлены репродукции произведений французского искусства, опубликованных в сборнике 1906 года «Художественные сокровища России». На двух крайних фотографиях у окна изображены залы Картинной галереи после революции до их расформирования.

Зал Антонио Виги

Зал так назван в честь итальянского художника Антонио Виги, автора росписи плафона «Триумф Геркулеса». В оформлении зала прослеживаются черты стилей разных эпох: люстры и бра патинированной бронзы выполнены в духе барокко; колонны и полуколонны коринфского ордена и наборный паркет с розеткой геометрического рисунка напоминают о классицизме; оформление дверных карнизов — о ренессансе.

Зал Антонио Виги
Зал Антонио Виги
плафона Триумф Геркулеса в зале Антонио Виги
Плафон «Триумф Геркулеса»

За одной из глухих филенчатых дверей сохранился Оркестрион — музыкальный инструмент 19 века.

Дубовая столовая в Юсуповском дворце

Дубовая столовая – последний зал второго этажа, где проходят экскурсии по парадным залам. Предназначался для трапез в узком семейном кругу.

Название зала связано с тем, что в его отделке преобладает использование натурального дуба: потолок с резными кессонами, настенные панели и пилястры с мотивами европейского Ренессанса, мебель и даже первая электрическая люстра дворца, украшающая комнату.

Дубовая столовая в Юсуповском дворце
Дубовая столовая — потолок с резными кессонами
Юсуповский дворец - образец роскоши и безупречного вкуса: прогулка по парадным залам
Дубовая столовая

По центру расположен раздвижной стол, вмещающий до 20 человек. Изготовлен в конце 19 века в Венеции: крылатые фантастические грифоны, держащие в лапах геральдические щиты, служат его ножками.

Всюду встречаются мотивы семейного герба Юсуповых: полумесяц, окружённый звёздами, скачущий олень, мужчина в татарском платье — расположены на консолях под потолком. Над окном по центру расположен полный герб семьи, указывающий на восточное происхождение князей Юсуповых.

На этом осмотр парадных залов заканчивается, а это лишь часть Юсуповского дворца. Ещё предстоит посмотреть серии залов: Жилые покои князя, Будуары княгини и Покои (Половина) молодых на первом этаже. О них мы поговорим в следующей статье.

А в рамках этой статьи давайте ещё порассуждаем, откуда взялось такое богатство у семьи Юсуповых.

Как Юсуповы стали самой богатой семьёй в Российской империи

Пару слов о происхождении сказочного богатства Юсуповых, которое в несколько раз превосходило состояние царской семьи Романовых.

Как принято считать в обывательской среде, будто всё это богатство нажито на эксплуатации, казнокрадстве, родословной или стечении обстоятельств. У нас любят всех под одну гребенку. Но род Юсуповых хоть и идёт от ногайского хана Юсуфа-мурзы, богатство пришло не оттуда. Долгое время семья Юсуповых служила при царе на разных должностях. Это были высокообразованные и в высшей степени культурные дворяне. Семья отличалась хорошим вкусом, поэтому собирала предметы искусства и их коллекции могли сравниться с Эрмитажем.

Особенно этим отличался Николай Юсупов (XVIII век) — известный меценат и ценитель искусства. Он практически довёл семью до банкротства, оставил долг в 2 млн. рублей. А вот с его сына, Бориса Юсупова, начинается настоящий расцвет богатства семье. Борис полностью рассчитался с долгами и увеличил состояние до такого размера, которого в России не имел никто и никогда. Всё это благодаря тому, что он был умелым управленцем и по настоящему человеком с мышлением миллионера.

Князь Борис Николаевич Юсупов, за ним основная заслуга в происхождении богатства семьи
Князь Борис Николаевич Юсупов, за ним основная заслуга в происхождении богатства семьи

Фактически из своего аграрного комплекса он сделал золотую жилу. В общем, тогда это было и не сложно. В то время как другие помещики просто лениво собирали дань с крепостных, он наладил с крестьянами настоящее взаимовыгодное сотрудничество. Строились больницы, ветеринарные клиники, внедрялись другие новшества. Всё это, кончено, дало колоссальный эффект, особенно в условиях, когда почти никто другой этим не занимался. Как бы сейчас сказали, конкуренция отсутствовала.

Юсуповский дворец на Мойке стал тем местом, где богатство и роскошь сочетались со вкусом и любовью к искусству. Более 30 залов, каждая в неповторимом оформлении. Многие предметы которые там находятся — стоят целого состояния. Комнаты оформлены в разных стилях, самых модных тенденций того времени.

Богатство Юсуповых совсем не означало, что деньги тратились беспечно и безрассудно. Во всём был расчёт. Сейчас бы это назвали инвестициями в предметы искусства. Семья не была расточительной. Например, они отказались от поддержания зимнего сада, так как на их взгляд это было слишком затратно. Это о много говорит. Богатейшая семья, а при этом экономили. Богатство — это ещё и умение считать деньги.

Полезные ссылки

Как Вам статья? Если есть что добавить, исправить или просто поделиться впечатлениями, пишите в комментариях, не стесняйтесь!

Ещё больше об интересных местах и событиях в Санкт-Петербурге читайте в нашем Инстаграм - @p24p_ru и Телеграм канале.

А у нас есть ещё Дзен канал и группа в Вконтакте. Подписывайтесь там, где Вам удобнее!

Раз дочитали до конца, значит Вы молодец и любите Петербург, а Петербург любит Вас! Ценим, обнимаем, возвращайтесь к нам.

Да, не забудьте поделиться статьей с другом, нажав на кнопку социальной сети внизу. Возможно вместе вам проще будет решиться на путешествие и появятся новые идеи. Но только с одним другом, не распыляйтесь.

Оцените статью
А что в Петербурге
Здесь Вы можете оставить комментарий: