Дворец великого князя Владимира Александровича находится на Дворцовой набережной и в своей внешней простоте напоминает флорентийские палаццо. Дворец относится к тем немногочисленным достопримечательностям Петербурга, где сохранились интерьеры середины XIX века и историческое убранство. Сейчас здесь находится Дом учёных им. М. Горького, но это не мешает любому желающему посетить Владимирский дворец с экскурсией или прийти на одно из музыкальных или образовательных мероприятий.

В статье подробно с фотографиями расскажу про парадные залы и немного об истории дворца и его обитателей. Также вы узнаете, как попасть на экскурсию во Владимирский дворец (Дом учёных) или посетить концерт, выставку, лекцию.
В ночь с 24 на 25 июня пройдёт праздник «Алые паруса». Вход на Дворцовую площадь и ближайшие набережные будет возможен только по пригласительным билетам. Но есть возможность посмотреть на пиротехническое шоу и проход брига «Алые паруса» из Владимирского дворца. В этот вечер там организуется классический концерт с последующим просмотром шоу. Количество билетов ограничено, купить можно по ссылке.
Где находится и как посетить Владимирский дворец: экскурсии, концерты и выставки
Владимирский дворец находится по адресу Дворцовая набережная 26. Это между Мошковым переулком и Зимней канавкой, в 5 минутах ходьбы от Зимнего дворца. Вход со стороны Дворцовой набережной. Ближайшее метро «Адмиралтейская» (минут 15-20 пешком).
Во Владимирском дворце регулярно проводятся экскурсии по парадным залам. Их проводят гиды дворца. Длительность 1 час 15 минут. Группа обычно до 20 человек. Собираются в холле у парадной лестницы. Есть гардероб и туалет.
На экскурсии разрешают фотографировать, но не профессиональной техникой. В общем принцип такой, чтобы не мешать другим слушать щёлканьем фототехники. Без гида по дворцу гулять не разрешают.


Дворец очень популярен, желающих много даже в зимнее время. Если вы хотите сходить на экскурсию в ближайшее время, то билет лучше покупать через Трипстер по ссылке. Там есть места на ближайшую неделю, как правило небольшие группы и лучшие гиды от дворца. Распечатывать не обязательно, можно предъявить с телефона.
Можно сэкономить и купить билет дешевле в кассе или на сайте дворца. Но там ближайшая запись обычно на месяц вперёд и практически всегда полная группа на 20 человек.
Там же можно приобрести индивидуальную экскурсию на группу до 5 человек за 8000₽ за всех. Она включает в себя несколько дополнительных залов: библиотеку-Ротонду, приемную, бильярдную, а также уникальный кабинет Великого князя Владимира Александровича. Длится 1 час 40 минут.
Ещё один вариант посетить дворец — сходить на концерт, лекцию, в кино или на выставку. Но в этом случае вы увидите только парадную лестницу и зал, где проходит мероприятие. Гулять по дворцу не разрешают. О события во дворце можно узнать:
- На сайте дворца, некоторые концерты здесь не анонсируются, поэтому смотрите два следующих варианта.
- На Яндекс Афише
- На Кассир.ру
Владимирский дворец — от Малого императорского двора до Дома учёных
В районе, где сейчас находится Владимирский дворец со времён Петра I селились иностранцы, приглашённые для строительства Петербурга. Затем место стало престижным и начали селиться разные государственные деятели. При Николае I на месте дворца располагались воинские казармы.
А уже при Александре II в 1867 году по государственному заказу началось строительство дворца для одного из его сыновей Владимира Александровича. Дворец возводился по проекту архитектора А.И. Резанова, профессора и ректора Императорской Академии художеств, принимавшего участие в создании Храма Христа Спасителя.
Строительство велось довольно долго, окончательное оформление интерьеров было приурочено к важному событию в Императорской семье: 16 августа 1874 года состоялось бракосочетание Великого князя Владимира Александровича с Марией Павловной, немецкой принцессой дочерью Великого герцога Мекленбург-Шверинского Франца Фридриха II. И как мы узнаем далее, благодаря дальновидности и политической чуткости принцессы, исторические интерьеры Владимирского дворца сохранились до наших дней.

Великокняжеская семья жила здесь до 1917 года. За это время дворец был реконструирован несколько раз. С 1888 по 1893 год были перестроены залы первого и второго этажа, а до 1903 годы переделаны личные покои князя. Позднее был разбит зимний сад.
После революции Владимирский дворец был национализирован. Не без стараний Марии Павловны и их сына Великого князя Кирилла Владимирович дворец был передан Союзу Международных Торговых Товариществ, действовавшему под охранным свидетельством Германского Генерального консула. Предполагается, что это и спасло дворец от разграбления. Видимо существовала негласная договоренность об охране дворца, как собственности лиц находящихся в родстве с Германским Императорским Домом.
С 1919 года стараниями Максима Горького дворец использовался под библиотеку и для нужд бедствующих учёных. 31 января 1920 года здесь открылся Дом учёных, который функционирует в стенах дворца и по сей день. Можно сказать благодаря этому интерьеры парадных комнат и поныне выглядят так же, как при их прежних владельцах.

К дворцу относилась вся территория от Дворцовой набережной до Миллионной улицы, но позднее часть со стороны Миллионной была отдана под коммунальные квартиры.
Перед тем как перейти к обзору залов, следует сказать пару слов о бывших хозяевах Владимирского дворца.

Великий князь Владимир Александрович (1847-1909) — сын Императора Александра II, брат Александра III и дядя последнего Императора Николая II.

Он занимал видное положение в обществе, был Главнокомандующим войсками Гвардии и Петербургского военного округа, членом госсовета, сенатором и обладал другими почётными званиями. Много сделал будучи Президентом Императорской Академии Художеств, которую любил он «особою любовью», как отмечали современники. Обладал несомненным художественным талантом. Покровительствовал знаменитым «Русским сезонам» С.Дягилева за границей. При его поддержке открылся Русский музей в Санкт-Петербурге и Музей изящных искусств в Москве (Пушкинский музей). Умер в 190 году и похоронен в Великокняжеской усыпальнице Петропавловской крепости.
Мария Павловна (1854-1920), немецкая принцесса, дочь Великого герцога Мекленбург-Шверинского Франца Фридриха II. Она была одной из наиболее значимых представительниц семьи Романовых в конце 19 — начале 20 века. Детство провела в сказочном Шверинском замке в Германии. В 1872 году в Берлине встретилась с будущим мужем Великим князем. В 20 лет прибыла в Россию и вскоре вышла замуж. Большую часть жизни — 45 лет провела в России.

Врождённая интуиция и сильный характер помогли ей занять подобающее место в иерархии императорской семьи. Стараниями Марии Павловны Владимирский дворец был известен своими музыкальными концертами, баллами и маскарадами.
Огромное внимание княгиня уделяла благотворительности. Особенно прославилась Великая княгиня умением проводить благотворительные базары. После смерти мужа её назначили Президентом Академии художеств. При её стараниях в Русском музее появился корпус Бенуа, а в Эрмитаж поступила «Мадонна Бенуа» Леонардо Да Винчи.
В марте 1920 года Мария Павловна покинула Россию. Скончалась в этом же году 6 сентября во французском городке Контрексевиль, где и была похоронена в русской православной церкви, построенной на её средства.
Владимирский дворец — парадные залы и жилые комнаты владельцев
Владимирский дворец, или как его называли «Малый Императорский двор» Великого князя и его супруги, считался в течении многих лет вторым по значимости в Санкт-Петербурге.
Фасад Владимирского дворца оформлен в стиле итальянского Возрождения, а интерьеры — в разных исторических стилях, художественная отдела которых выполнялась лучшими мастерами того времени.

По всему периметру фасада размещены гербы царства Казанского, царства Польского, царства Херсонеса Таврического, великого княжества Киевского, великого княжества Владимирского, великого княжества Финляндского, родовой герб Владимира Александровича, вензель Марии Павловны, родовой герб Марии Павловны, гербы великого княжества Грузинского, царства Сибирского и царства Астраханского.

Портик облицован бременским песчаником, украшен грифонами и чугунными фонарями.


Современники считали его одним из лучших архитектурных творений своего времени:
«Несмотря на разнообразие стилей, не замечается вовсе пестроты, глаз не чувствует утомления; напротив, везде достигнута настолько полная гармония в колерах и формах, что всё здание имеет несомненное право на почётное место между лучшими художественными произведениями зодчества нашего времени»
Журнал «Зодчий», 1875 г.
В главном корпусе дворца, обращённом к Неве, размещались жилые комнаты владельцев и парадные залы. Первый этаж занимали покои князя, второй этаж был во владении княгини, на третьем этаже располагались детские комнаты. Изначально дворец состоял из 350 помещений и конюшни на 36 конец. Сейчас доступна для просмотра лишь малая часть этих помещений. Часть строений со стороны Миллионной улицы, где был задний двор и конюшни теперь принадлежат другим организациям.

Обратите внимание на исторические дверные ручки при входе во Владимирский дворец.


Холл дворца
При входе в холле Владимирского дворца нас встречает памятник писателю Максиму Горькому, именем которого и назван Дом Учёных. Экскурсии начинаются именно здесь, в холле дворца у памятника.

Обратите внимание на красивый потолок — это гипсовая имитация под дерево. На дверях фамильная монограмма.


В отдельной комнате находятся кассы. В подвальном помещении современные хорошо оборудованные гардероб и туалет.
Парадная лестница Владимирского дворца
Как и многочисленные гости Владимирского дворца, в холле мы сразу оказываемся у нижних ступеней великолепной мраморной лестницы ведущий на второй этаж к парадным залам. По бокам расположены две вазы, установленные в наше время. Раньше здесь находились мумии медведей, так как князь был любителем охоты.

Главная лестница выполнена из каррарского мрамора в духе французского ренессанса. Обрабатывали мрамор итальянские скульпторы Е. Руджиа и C. Maдерни в мастерской на набережной Фонтанки. Такие лестницы традиционно служили индикатором принадлежности хозяев к высшему обществу.




Балюстрада декорирована изображениями грифонов (элемент герба Романовых) и монограммами Великого князя.

Лестницу украшают скульптурные группы М. Чижова, а также «Нимфа» немецкого мастера Т. Вагнера. «Нимфу» можно крутить вокруг своей оси и Владимир Александрович имел привычку её поворачивать в зависимости от своего настроения. Таким образом придворные могли узнавать о настроении хозяина.

Плафон над лестницей «Гений искусства на берегах Невы» художника В.П. Верещагина.



На втором этаже лестницы привлекают внимание зеркала расписанные уникальными цветочными композициями. Мария Павловна заказала их в Италии у мастера Тито Келацци. Благодаря уникальной технологи, зеркала сохранились безупречно. Келацци рисовал в собственной яркой манере, популярной у знатных дам того времени. В зеркалах словно отражаются наяву лотос, агава, ипомея, пальма. Внизу видна подпись автора — Тито Келацци.


Парадная лестница ведёт в парадные покои, куда мы с вами и направимся.
Малиновая гостиная (Парадная приемная)
Малиновая гостиная Владимирского дворца служила проданной приёмной. Здесь проходили приёмы, протокольные мероприятия, музыкальные вечера, на которых выступали известные российские и европейские исполнители.

Многое здесь напоминает об увлечении владельцев дворца Италией: сохранившиеся в оригинале кессонированный потолок из оранжевого дерева и великолепная люстра венецианского стекала, живописное полотно В. Орловского «Вид Сорренто». При жизни хозяев здесь были две картины Репина, сейчас они заменены на оригиналы других авторов.


Обивка стен из малинового шёлка обновлена в советские годы. Гарнитур из золочёной мебели в стиле ренессанс превосходно с ней сочетается. Подлинный камин 16 века.

Портретов великокняжеской семьи сохранилось немного, тем большую ценность представляет пожизненный портрет-бюст Великого князя Владимира Александровича работы Н. Лаверецкого.

В специальной нише представлена уникальная коллекция фарфоровых ваз, выполненных на Императорском фарфоровом заводе.

Золотая гостиная
Комнаты в этой половине расположены анфиладой, поэтому через Малиновую гостиную мы сразу попадаем в Золотую.

Название «Золотая гостиная» закрепилась за комнатой из-за золотистой обивки стен и мебели. Стиль рококо, золочёная мебель из 29 предметов 19 века сделана петербургскими мастерами. Обшивка мебели была обновлена в советское время.

На стенах картины с великолепными женскими портретами: гофмейстерины Двора М.Ф. Шереметевой и «Дама в голубом». На камине — семейная реликвия: ваза, изготовленная на Мейсенском фарфоровом заводе. Это подарок герцога Фридриха Франца II к бракосочетанию любимой дочери.

Кабинетный рояль грушевого дерева, на котором музицировала хозяйка Владимирского дворца.

Роскошная люстра русской работы из хрусталя и золочёной бронзы довершает художественное убранство Золотой гостиной.

Грушевая гостиная — кабинет Великой княгини Марии Павловны
Из роскошных гостиных переходим в Грушевую гостиную, который служил кабинетом Марии Павловны. Выполнен в строгом английском стиле. От прежнего убранства сохранилась отделка потолка с живописным плафоном французского художника Тони Февра «Аллегория утра» и лепные десюдепорты «Игры амуров» скульптора А.М. Опекушина.

В кабинете представлены 2 гарнитура мебели в стиле модерн. В 19 века стены украшали портреты великокняжеских детей, сейчас — портреты князя (оригинал) и княгини (копия, оригинал 1878 года в собрании Гатчинского дворца).


Мавританский будуар
Мавританский будуар Великой княгини является одной из самых красивых комнат дворца. Он был оформлен по мотивам дворца Альгамбры в Испании и вызывает ассоциации с богатой восточной шкатулкой. Стены покрыты лепниной с восточным декором и ярким сочетанием красного и синего цветов.


Одной из доминант интерьера стал камин, выполненный из каррарского мрамора с золочёным узором. Над камином — картина «Девушка с обезьяной» работы придворного художника В. Измайловича. Одна из любимых картин Великого князя.

В нише расположены низкие восточные диванчики с валиками и подушками. Комната использовалась как курительная.

Потайная дверь из Мавританского будуара ведёт на все этажи дворца.
Фарфоровые табуреты были изготовлены на Императорском фарфоровом заводе. Они появились в 18 века когда была мода на «китайщину», тогда их завозили из Китая, а потом стали делать местные копии.


Изящная входная дверь-складень с восточным декором выполнена из редкого привозного дерева палисандра. Над дверью арабской вязью золотыми буквами выведена цитата из Корана «С нами Бог».


На этом заканчивается анфилада парадных залов и мы переходим в Зелёную гостиную.
Зелёная гостиная или опочивальня
Рядом с кабинетом Марии Павловны находилась опочивальня, обращённая окнами во внутренний итальянский дворик. Благодаря зелёным тонам комнату прозвали «Зелёная гостиная».
На стене — копия картины Б. Мурильо «Отдых на пути в Египет», выполненная художников В. Измайловичем. Дополняют убранство великолепные чернолаковые столы, инкрустированные перламутром.


Из сохранившегося убранства привлекает внимание уголовной камин белого мрамора, украшенный полотном в технике гризайль «Вакханалия амуров».

В алькове представлена картина Т.А. Неффа «Купальщица». По преданию в стене за этой картиной был тайник с драгоценностями хозяйки. О нём упоминал в мемуарах Феликс Юсупов. В частности, там была спрятана тиара — головное украшение.

Интересная история про драгоценности Марии Павловны. В качестве свадебного подарка Владимир Александрович преподнёс ей тиару — головное украшение, состоящее из 15 бриллиантовых колец. Княгиня эмигрировала в 1920 году не имея возможности забрать драгоценности. Но британский антиквар, он же министр иностранных дел Альберт Стопфорд тайно проник во дворец и вынес 4 комплекта драгоценностей, включая Владимирскую тиару, и передал их хозяевам. В дальнейшем тиара передавалась по наследству и была продана. Сейчас она находится в коллекции британской королевской семьи.
Зимний сад Владимирского дворца
Изысканные зимние сады являлись неотъемлемой частью петербургских дворцов 19 века. Вот и Мария Павловна во время перестройки дворца в начале 20 века решила разбить на месте помпейской гостиной и террасы зимний сад. И по сей день его украшают кадочные растения — пальмы, магнолии, олеандры.
Иностранцев всегда поражало обилие зелени и цветов в условиях сурового петербургского климата.

На фоне растений ярко выделяется беломраморная скульптура «Гигея» и фонтанная чаша из яшмы.
В саду имеется ещё другой, пристенный фонтан и умывальник с фигурой морского чудовища, заказанный Великой княгиней в 1913 г. в Италии. Над ним — портрет-горельеф дочери Великого князя Елены работы итальянского скульптора Марохетти.

Органичным продолжением Зимнего сада является сохранившийся резной мебельный гарнитур, состоящий из поставцов и большого овального зеркала в стиле немецкого барокко. Изготовлен в мастерской И. Бюхтгера и подарен шведским королём Густавом 5.




Вот так выглядит двор Владимирского дворца, хороша видна пристройка с Зимним садом.

Из Зимнего сада мы вновь проходим через парадную лестницу и следуем в самый большой зал во Владимирском дворце — Белый зал.

Белый зал или Танцевальный зал
Белый зал — самый большой во дворце и отличается роскошью и нарядностью убранства. По желанию великого князя выполнен в стиле Людовика XV.

Лепной с позолотой потолок дополняется плафоном В.П, Верещагина «Торжество флоры».


Изысканным декором и скульптурными композициями покрыты стены, падуги и разных размеров зеркала. Освещают зал многочисленные бра и люстры золочёной бронзы. Всё это великолепие создало торжественную атмосферу во время дворцовых праздников.








B годы правления Александра III балы стали необычайно пышными и приобрели политическое значение. В Белом зале Владимирского дворца часто устраивались приемы, музыкальные вечера и балы. Дворец стал одним из главных центров светской жизни «блистательного Петербурга». В кулуарах его называли «Малым императорским двором». Балы обычно давали зимой, так как летом все уезжали на дачи.
25 января 1883 г., за несколько месяцев до коронации Александра III и Марии Федоровны, во дворце Великого князя Владимира Александровича был дан знаменитый костюмированный бал под эпоху 17 века, который долго был предметом оживленных обсуждений общества.
На костюмированном балу присутствовали 250 гостей, в том числе министр императорского двора граф И.И. Воронцов-Дашков, министр юстиции Д.Н. Набоков, обер-гофмаршал Императорского двора Э.Д. Нарышкин, гофмейстер двора императрицы Марии Федоровны князь и Голицын, статс-дамы графиня Е.Н. Адлерберг и княгиня Е.П. Кочубей и другие почетные гости.
По мотивам костюмов того бала была нарисована колода карт «Русский стиль», которая издаётся до сих пор.
В наше время в Белом зале часто проводятся конференции, встречи с выдающимися деятелями науки и классические концерты. И сейчас можно посетить один из концертов во Владимирском дворце, чтобы ощутить эту атмосферу.


Отмечу, что сцены в то время не было, поэтому Белый зал был немного просторнее.
Дубовый зал — Большая столовая
Большая столовая в отличии от других залов выполнена в неорусском стиле. Многие детали напоминают об узорах резных деревянных изб и крестьянских вышивок. Интерьер был оформлен архитектором А. И. Резановым и сохранился до наших дней без изменений.

Дубовым зал называют по общему внешнему виду, но на самом деле в отделке стен и потолков использовано не дерево, а гипс, искусно имитирующий резьбу по дереву. Архитектор В. Шретер писал, что стены и их отделка «…раскрашены с таким искусством, что их нельзя не принять за отделку из дуба». И действительно, если приглядеться в отделке подчёркнуты мельчайшие детали древесного волокна.


Атмосферу древней былинной Руси создают 5 живописных полотен художника В.П. Верещагина: «Добрыня Никитич освобождает пленницу от Змея Горыныча», «Илья Муромец на пиру у князя Владимира», «Алёша Попович сражается с Тугариным Змеем», «Овсень», «Дева-Заря», «Солнечное божество».
Украшением Дубового зала является русская печь из полихромных изразцов, выполненным мастером-керамистом Л. Бонафеде.


Особый интерес представляют люстры, ощущение, что лёгкие и как будто бы сделанные из бересты. На самом деле они тяжёлые и сделаны из красной меди в мастерской И. Беца. В своё время их даже отправляли на конкурс и авторы заняли первое место.


В наши дни Дубовый зал нередко сдаётся под частные мероприятия.
Золотая лестница
Ещё одной изюминкой Владимирского дворца является изысканная Золотая лестница, выполненная в стиле Людовика 14-го. Можно сказать вторая парадная лестница, хотя таковой она не служила.


Лестница появилась в ходе переделка дворца. Творение архитектора Максимилиана Месмахера поражает своим великолепием. Золотой кружевной рисунок лестничной ограды идеально сочетается с великокняжескими вензелями, малиновыми бархатными перилами и беломраморными ступнями.
Изысканность Золотой лестницы достигается многократным повторением больших зеркал. Здесь находится самое большое оригинальное цельное зеркало во дворце.


Освещают лестницу светильники-торшеры в форме жертвенника, облицованные бадахшанским лазуритом. Ниши отделаны подлинным шёлком. Световое окно на потолке в наши дни было заделано.


Золотая лестница соединяет Малую столовую с Нижним банкетным залом (или Бражная, как называл его Владимир Александрович).


Дубовая готическая комната — малый лекционный зал
В заключении экскурсии мы посетили Дубовую готическую комнату. Сейчас это малый лекционный зал Дома учёных.


Там можно было посидеть на стульях и отдохнуть. Открывались прекрасные виды на Неву.

Выводы и мысли после посещения Владимирского дворца
Я посетил дворец дважды, один раз с экскурсией, второй был на концерте классической музыки «При свечах» в Белом зале. Хочется сюда вернуться ещё. Главная изюминка здесь в том, что стены и обстановка исторические. Почти всё сохранилось. Это придаёт особый шарм и настроение. А посмотреть в старинные зеркала, которые сохранились ещё со времён хозяев! Жаль там нельзя просто походить, только с экскурсоводом.
В заключении хочется отметить, что Владимирский дворец был оборудован всеми техническими новинками того времени. В 1884 году во дворце появился телефон. В 1888 году было проведено электричество. Работали лифт, вентиляция с подогревом и увлажнением воздуха, было водяное отопление. Между Уборной Марии Павловны и детскими комнатами была проложена слуховая труба, через которую можно было вести переговоры.
Великий князь считался страстным поклонником живописи, поэтому в доме размещалось более 60 полотен великих русских художников: Репина, Сурикова, Айвазовского, Крамского и других.
У Владимирского дворца счастливая судьба. Сначала его спасла предусмотрительность Марии Павловны, способствующий размещению здесь немецкого представительства. А потом благодаря Максиму Горькому здесь разместился Дом учёных. Поэтому дворец не был разграблен и сохранился практически в первозданном виде.
Владельца дворца в общем-то тоже повезло. Все остались живы, никого не расстреляли. Мария Павловна была дальновидной женщиной. Своего сына Кирилла она готовила как наследника престола. В дальнейшем, в иммиграции, он объявил себя императором в изгнании.