Недавно прогулялись с «Открытым городом» по закоулкам Петроградки и более детально познакомились с примерами уличного искусства. Паблик-арт, стрит-арт, граффити и муралы, а также пиксели — много новых названий открыл для себя. Несколько графических объектов увидел впервые, да и не удивительно, их регулярно затирают коммунальные службы, а уличные художники не устают рисовать новые. Такая вот негласная война городских служб с вечным желанием людей самовыражаться.
Наш стрит-арт маршрут по Петроградской стороне проходит от бывших павильонов с декорациями Ленфильма, до культового места «Котельная — Камчатка», где работал Виктор Цой. Интерактивная карта с маршрутом и метками объектов в конце статьи.
Обратите внимание на похожие прогулки по Петроградке с гидом:
Паблик-арт и стрит-арт — чем отличаются
Петроградка славится рисованием на стенах, так называемым граффити. Здесь впервые в Петербурге стали официально регулировать этот процесс и появился паблик-арт — граффити, нанесённое легально, с разрешения местных властей. А всё, что неофициально называют стрит-арт. Так-что будем придерживаться этой терминологии.
Есть объекты стрит-арт которые не затираются коммунальными службами годами, видимо они настолько оказались на своём месте, что даже у коммунальщиков не поднимается рука их уничтожить, например, граффити с изображением Виктора Цоя у «Котельной» на Блохина 15.
Да и в среде уличных художников единства нет, некоторые ушли в коммерцию, другие считают, что в паблик-арт нет духа свободы и принципиально рисуют нелегально.
Муралы на территории Ленфильма
Итак, наш путь начался с территории, где раньше были декорации Ленфильма (Каменноостровский 10). Сейчас здесь полным ходом идёт строительство нового общественного пространства. Уже создано несколько тематических муралов — так называют масштабные настенные граффити. Вход сюда свободный.
Вообще, самовыражаться на стенах это естественный человеческий инстинкт. Известен ещё с древних времён. Все крупные города сталкиваются с такой проблемой как борьба стрит-арта и коммунальщиков. Следы этой борьбы можно увидеть на плохо отколированных квадратиках на стенах.
Символом этой борьбы стали так называемые «пиксели» — космические захватчики, которые то и дело появляются на стенах. Причём, у каждого «шедевра» свой почерк, по которому в узком кругу художников узнают автора. Вот такого «космического захватчика» мы встретили на стене дома 22 по Каменноостровскому проспекту.
А на территории Ленфильма мы встретили вот такой добрый «пиксель — золушку», совсем не похожую на захватчика. Видимо потому, что он здесь вполне легально.
Объекты нелегального стрит-арт появляются, как правило, в заброшенных местах. Намекая, как бы на то, что свято место пусто не бывает. Если коммунальщики не облагородили стену, значит её заполнят граффити. Вот, например, заброшенная вентиляционное отверстие в стене украшено неизвестным автором искусственными цветами.
Часто эти художества совсем неприглядны, своеобразный протест против заброшенности и пустот. Проходя по нашему маршруту по Каменноостровскому проспекту, мы встретили несколько таким образом «разукрашенных» будок и пустующих рекламных щитов.
Это конечно больше похоже на хулиганство, чем на стрит-арт. Но в среде уличных художников эти «закорючки» называются «тегами», по ним узнают почерк автора.
Граффити во дворах-лабиринтах дома Бенуа
Далее наш маршрут следует к знаменитым дворам-лабиринтам дома Бенуа, где часто снимали фильмы про лихие 90-е годы. Во дворы мы попали интересным способом. Сначала зашли в парадный двор курдонёр дома Бенуа, Каменноостровский 26-28. Из которого через невзрачную «потайную» дверь, как будто бы ведущую в подъезд, попали в типичные, и отнюдь не парадные дворы Петроградки между Каменноостровским проспектом и Кронверской улицей. Как машина времени — один шаг и из красивого парадного двора дома Бенуа попадаешь в лабиринты заброшенных и обшарпанных дворов.
Во дворах можно и сейчас снимать фильмы про лихие 90-е. Что интересно, дворы пронумерованы, просто — двор 1, 2, 3 и т.д. Место малолюдное, нелегальные гаражи и простор для стрит-арт творчества.
Проходя по лабиринтам дворов мы встретили ещё несколько хулиганских «тегов», нанесённых на заброшенные заборы.
Стрит арт не вечен, рано или поздно придут коммунальщики и сотрут его. И студенты академии Штиглица решили вставить здесь бетонную граффити-плашку с намёком на вечность в противовес временности стрит-арта. Её ведь будет сложно замазать. Приглядитесь на фото выше, видите барельеф с фантастической птицей среди «тегов»?
Вот её увеличенный вариант.
Ну и наконец попадаем в самое сердце этих дворов, где расположены нелегальные гаражи. Просто идеальное место для творчества стрит-арт художников. Пока никто не видит, можно развернуться.
Уличные художники не очень то хотят, чтобы их поняли. Поэтому шифруют свои послания в разных символах и сокращениях. Вот, например, на фото КМФ — означает «Кто моет форточку».
Пару слов об общегородском регулировании уличного граффити
Уличные художества не из дешёвых развлечений для рядового гражданина. Нужно купить дорогие баллончики с краской, чем больше рисунок тем дороже. А если поймают, ещё и штраф придётся заплатить.
Город от этого, конечно, тоже страдает, да и жителям близлежащих домов может не понравится. Вкусы у всех разные. Поэтому давно назрела необходимость общегородского регулирования уличного настенного граффити. И оно уже началось.
Правда пока на уровне местных чиновников. Остается, например, в бюджете небольшая сумма, слишком мала, для новой детской площадки, но как раз подойдёт, чтобы разрисовать стену какого-нибудь невзрачного брандмауэра.
Вот только минус такого подхода в том, что решение о тематике и стиле граффити решают чиновники, а вкусы у них могут быть своеобразные. Поэтому, конечно же назрела необходимость создания общегородского художественного совета по уличному граффити.
Паблик-арт «Стена столетий» у сада Андрея Петрова
А мы, тем времени, из дворов дома Бенуа вышли к саду Андрея Петрова, где на стене дома 26-28 по Каменноостровскому проспекту создан легальный паблик-арт «Стена столетий». Автор — художник Кирилл Миллер. Необычные барельефы с изображением известных личностей, созданные в честь их столетнего юбилея — писатель Даниил Хармс, художник Сальвадор Дали, композитор Дмитрий Шостакович, культуролог Дмитрий Лихачёв.
У сада интересная история. В 2000-х это место отдали под застройку, но жители отстояли его как зелёную зону. Там высаживали деревья и проводили культурные мероприятия. Ну и у застройщика не осталось морального варианта, кроме как сдаться.
Сад назвали в честь известного композитора Андрея Петрова, написавшего музыку к огромному количеству любимых всеми фильмов. Его произведения звучат в картинах «Служебный роман», «Осенний марафон», «Я шагаю по Москве». Он также участвовал в защите сада, и высаженная им рябина и сейчас растёт в западной части сада.
Urban-фреска Олега Лукьянова, ул. Ленина 8
Далее через дворы и арку доходного дома Первого российского страхового общества (Большая Пушкарская 37) мы вышли на Кронверскую улицу.
Обогнув Матвеевский сад заходим с улицы Ленина на улицу Малая Пушкарская. Там со стороны Малой Пушкарской на стене дома №10 по ул. Ленина примечательная Urban-фреска бизнесмена и художника Олега Лукьянова.
Изготовлена она по его собственной технологии нанесения репродукций на стены. Он запатентовал технологию нанесения объёмных уличных фресок Urban-фреска, которые очень сложно поддаются закраске. Поставил это на коммерческий поток. Быстрая и недорогая технология, но очень долговечная. Напоминает обычный плакат с репродукцией, но на ощупь видно, что она платная.
Такие urban-фрески вы ещё не раз встретите на стенах домов Петербурга. Например, граффити Цоя в «Котельной Камчатка» выполнено именно по этой технологии.
В среде уличных художников неоднозначное отношение к бизнес деятельности Олега Лукьянова, за то, что он поставил уличное граффити на коммерческую основу, тем самым нарушив принцип свободы и бескорыстности стрит-арт движения. Некоторые его деятельность категорически не одобряют и иногда хулиганят, замазывая его работы. В общем сложные взаимоотношения в этой арт-тусовке.
Граффити «Город» на стене дома Колобовых, ул. Ленина 8
Двигаемся дальше по Малой Пушкарской. На стене доходного дома Колобовых (адрес у него ул. Ленина 8) со стороны Малой Пушкарской красивое граффити — мурал «Город», официальный паблик-арт.
Неброские очертания в петербургской стиле, среди которых выделяется цветная река. Граффити создали в 2009 году по заказу города, авторы студия «33 плюс 1». Идея – найти компромисс между модным стилем стрит-арт и классической Петербургской архитектурой так, что граффити становятся частью композиции, перестают быть актом вандализма.
Раньше внизу было тематическое продолжение реки, но сейчас на вкус чиновников нарисовали яркие спортивные кубки.
Граффити с Владимиром Жириновский на здании офиса ЛДПР, ул. Маркина 12А
Закоулками выходим на улицу Маркина и через забор можно увидеть граффити с изображением Владимира Жириновского — ВВЖ70. Вечером оно подсвечивается и создаёт особое впечатление.
Авторы — художники Илья Ис и Артём Бурж, основавшие студию HoodGraff. Сделано по заказу партии ЛДПР в честь 70-летия своего лидера. Художников не раз упрекали, что они тем самым нарушили свой принцип быть вне политике. Хотя, в чём тут нарушение, это же коммерческий заказ, установили политическое граффити на объекте самой же ЛДПР, как говориться ничего личного, только бизнес.
Кстати, граффити ВВЖ70 фактически нанесено на стене жилого дома, офис ЛДПР примыкает к этому зданию. Насколько мне известно, до конца этот вопрос не легализован и на ЛДПР даже обращались в суд, кому-то мешает. Но пока всё на месте.
Символ Почты России и граффити «Скейтеры» на ул. Введенская
Проходя по улице Введенская обратите внимание на почтовое отделение 197198, дом 10А. В советское время тоже активно занимались уличным искусством в духе соцреализма. Вот сохранившийся символ Почты России.
На стене дома 11 по улице Введенской раньше было красивое граффити «Скейтеры». Здесь находится скейт площадка и граффити было вполне уместным. Сейчас остались лишь рисунки снизу и отголоски художеств сверху.
Граффити «Ребятам о зверятах» во дворе дома по улице Зверинская 28
Вообще, если следовать петербургскому стилю, то муралы напрашиваются быть неброскими и максимально тематическими, привязанными к местности. Они не должны отвлекать на себя слишком много внимания. Ненавязчивость, на мой взгляд, важный критерий.
Одним из удачных воплощений, является раскраска брандмауэров вокруг детского сада №93 по улице Зверинская 28. На стенах изображены картинки из учебника для детского сада с алфавитом.
Граффити нанесены на трёх стенах. Одна посвящена цифрам, вторая буквам, а третья цветам.
Неброско, тематично — как раз для детей. За каждой буквой животное, а улица где находятся дома — Зверинская. Звери на Зверинской.
Мурал создан по заказу города студией «33 плюс 1». Когда вызывали альпинистов для раскраски, на них надели крылья ангелов и совместили процесс с детским праздником. Дети вышли на улицу — а там ангелы рисуют картинки из букваря. Восторгу не было предела.
У той, что про буквы, интересная история про букву «С». Там изображена собака «Чаки», реальный персонаж. Когда опрашивали жителей окрестных домов на предмет их пожеланий, они попросили включить в рисунок эту собачку, так как её знали все, питомца регулярно выгуливала одна из жительниц домов.
Клуб музей «Котельная Камчатка», улица Блохина 15
Далее мы следуем к культовому месту Петербурга — «Котельная Камчатка», связанному с именем Виктора Цоя, где он работал в котельной. Адрес — ул. Блохина 15. В 5 минутах ходьбы от предыдущего места на Зверинской.
На улицу Блохина проходим с улицы Зверинской между гаражами и домом 21-23. На стене дома и на гаражах интересные стрит-арт объекты.
Персонажей urban-фресок на гаражах, думаю, узнаете.
На фото вы можете заметить, что глаза Виктора Цоя перечеркнуты зеленым цветом. Это своеобразный протест некоторых художников против деятельности упомянутого уже выше Олега Лукьянова, автора urban-фресок.
Дорога вдоль гаражей вечером плохо освещается. И один из художников сделал такую горгону: вместо глаз у неё солнечный элемент, который днём накапливает энергию, а вечером освещает путь. Получилось совмещение арт объекта и полезной функции. Зимой хватает на час, а летом часа на четыре.
Чуть ниже можно обнаружить арт объект с руками и иголкой, что то зашивает. Что он означает не знаю. Художнику виднее, да и как уже писал выше, они не очень то хотят, чтобы их поняли.
Со стороны улицы Блохина заходим во двор, там и находится клуб-музей «Котельная — Камчатка». Место культовое, это даже работники коммунальных служб понимают, поэтому и не затирают эти нелегальные граффити.
Место, на самом, деле даже более значимое, чем стена Цоя в Москве, которая к Цою не имеет отношения. На Петроградке он работал, причём воспринимал эту работу как вдохновение, ведь, как он сам говорил, кидая уголь в топку он приносит тепло конкретным людям живущим в этих домах, здесь и сейчас.
На этом наша прогулка закончилась. Если вам понравилось, напишите в комментариях, сделаю обзоры и маршруты других мест стрит-арт творчества на Петроградке.
Маршрут по Петроградке на карте
Экскурсии по улицам и дворам Петроградки
Если хотите пройтись по Петроградской стороне с гидом, а именно так и стоит сделать в первый раз, то рекомендую обратить внимание на следующие экскурсии.
- Небанальные дворики Петроградки. Прогулка по дворам со стрит-арт объектами. Подъём на крышу и чашка кофе.
- Узкими улочками от Петроградской до Чкаловской. Отыскать необычное в обычном, посетить дворик Нельсона и увидеть, как одна стена стала домом.
- Петроградка глазами местных. Живой диалог с тем, кому повседневная жизнь Петроградки известна не понаслышке.
- Аудиоэкскурсия: фантастические фасады и дворы Петроградки. Индивидуальная прогулка с аудиогидом.
- Подборка экскурсий по Петроградке.