Прогулка по местам Путилова — основателя Кировского завода

Путилов и Кировский завод Маршруты

В России много незаслуженно забытых имён, и одно из них Николай Иванович Путилов (1820 — 1880). Неутомимый труженик, выдающийся ученый, инженер и промышленник. Он был одним из основателей промышленности в России. Кроме Путиловского завода (так раньше назывался Кировский завод), он был инициатором таких проектов как железная дорога, морской порт и морской канал, которые обеспечили процветание торговли в столице Российской империи.

Он горел своим делом, рано умер и не нажил личного богатства. Но сколько сделал для страны! В статье я расскажу о местах, связанных с его именем, судьбе предпринимателя и вехах того времени.

Читайте нас также в Telegram канале: @p24p_ru

Памятник Путилову у проходной Кировского завода

Маршрут наш начинается от памятника Николаю Ивановичу Путилову. Он установлен рядом с проходной Кировского завода. Нужно перейти от метро «Кировский завод» на другую сторону проспекта Стачек и пройти немного левее.

Памятник Путилову у проходной Кировского завода
Памятник Путилову у проходной Кировского завода
Памятник Путилову
Памятник Путилову у проходной Кировского завода
Проходная Кировского завода
Проходная Кировского завода

Стоит отметить, что музейные работники до сих пор не одобряют надпись «Николай Путилов», из-за отсутствия отчества. Но скульптор посчитал, что правильнее будет так.

Памятник был торжественно открыт 10 октября 2020 года. Об этом есть отдельная экспозиция в музее «Истории и техники» Кировского завода в ДК им. Газа.

Экспозиция к открытию памятника Путилову
Экспозиция к открытию памятника Путилову

От Автово до Нарвской — цветущие дачи и промышленная зона

Место вдоль проспекта Стачек уже более 150 лет ассоциируется с промышленной зоной и рабочим районом. После революции пролетарский стиль закрепился в архитектуре и названиях улиц. Но когда-то здесь были элитные дачи, где жила петербургская знать. Место было цветущим, дорога на Петергоф активно осваивалась.

Проспект Стачек, вид на Кировский завод
Проспект Стачек, вид на Кировский завод

От того периода до нас дошло только одно строение — усадьба княгини Е.Р. Дашковой, сподвижницы Екатерина II. В нём сейчас находится местный ЗАГС и краеведческий музей «Нарвская застава».

усадьба княгини Е.Р. Дашковой
Усадьба княгини Е.Р. Дашковой

Всё началось в 1801 году, когда по указу Павла I от 28.02 запустили строительство «Казённого чугунолитейного завода». Да так быстро построили, что уже в марте была выпущена первая продукция. Спешка была связана со срочной «эвакуацией» из Кронштадта небольшого военного предприятия из-за угрозы войны с Англией.

План Юго-западной части Петербурга 1860 г
План Юго-западной части Петербурга 1860 г
Прогулка по местам Путилова - основателя Кировского завода
Прогулка по местам Путилова - основателя Кировского завода

Интересный факт, когда искали место под строительство, первый директор Путиловского завода Ч. Гаскойн, предоставил своё место на даче! Завод тогда был связан с обеспечением российской армии и флота.

И после этого вся эта округа стала превращаться в промышленную зону, а дачи сами собой исчезли.

С 1812 года завод стал производить также и гражданскую продукцию. Много продукции было сделано для архитектурного облика Петербурга, например, львы на Елагином острове, части Львиного моста и Банковского моста с грифонами.

Гражданская продукция Путиловского завода
Гражданская продукция Путиловского завода

Но в 1824 в результате сильного наводнения, заводу был нанесён огромный ущерб. И не удивительно, ведь практически все цеха стояли на береговой линии Финского залива. Трагедия была не только технической, но и людской, ведь на территории в бараках жили и рабочие. Погибло около 150 человек. Тогда было основано Красненькое кладбище в Автово. И сейчас там можно найти эти старые могилы.

Потом на заводе пытались производить рельсы, да неудачно. Они лопались от мороза. Надо сказать, что страна вообще очень сильно зависела от Запада по металлургии, чугуну и рельсам в частности. Приходилось всё завозить оттуда. Но даже западные рельсы не выдерживали русского мороза. Назрела острая необходимость развития собственной металлургической промышленности, как бы сейчас сказали импорто-замещения. И как это обычно бывает в истории, появился человек, который смог это реализовать.

Время Путилова

Николай Иванович Путилов, отставной военный, участник Крымской войны. Он мог занять выгодную министерскую должность и спокойно жить до конца дней. Но это был не его путь, он жаждал деятельности, и идей было много.

Путилов хорошо учился, подавал надежды как учёный и даже преподавал. Но у него было слабое здоровье, поэтому и ушёл в отставку. Он уезжает на юг, чтобы поправить здоровье и там изучает металлургию и строительное дело.

И появляется отставной Путилов который и наладил производство отличных рельс. Завод стал главным производителем рельс в стране. Начался повсеместный переход на новые рельсы. Путилов владел заводом всего 12 лет, а память на века.

Понимая какой недостаток испытывает Россия в металлах, он скупает земли и строит несколько металлургических заводов в Финляндии. Фины до сих пор ему за это благодарны.

В 1868 году он выкупает из казны заброшенный завод и успешно налаживает здесь производство рельсов для железных дорог, стали, вагонов, боеприпасов по передовым для того времени технологиям.

Прогулка по местам Путилова - основателя Кировского завода

Кстати, рельсы были лучшими в мире и выдерживали любой российский мороз. В этом помогла его встреча с Павлом Матвеевичем Обуховым, самородком из Урала. Он изобрёл способ производства литой стали, но как это обычно бывает, чиновники игнорировали его. А вот Путилов ухватился за идею и не прогадал. Россия стала независимой страной в плане металлургии.

Путиловские рельсы
Путиловские рельсы

Ещё одной его важной заслугой является строительство паровых канонерок, что спасло Петербург от английского вторжения. Ведь на подступах к Петербургу мелководье, и большие корабли не могли здесь проплыть. А маленьких ни у кого не было. Вопрос был в том, кто первый успеет сделать мелководную флотилию, и кончено же успел Путилов. Англия не смогла подойти к Кронштадту и Петербургу. Путилова наградили за это орденом славы.

Помимо рельсов он основном здесь мартеновские печи и нашу сталь узнали в мире. В 1870 году проходила масштабна выставка, где рельсы были выставлены веером (см. на фото), символизируя зарю освобождения России от иностранной зависимости.

Всероссийская мануфактурная выставка 1870 год
Всероссийская мануфактурная выставка 1870 год

Тогда Путиловский завод получил первую премию — право изображения герба России на своей продукции.

Награждения Путиловского завода правом использования государственного герба
Награждения Путиловского завода правом использования государственного герба

Путилов вообще любил устраивать грандиозные праздники, в которых участвовали в том числе и рабочие. Так, на каждый миллионный выпущенный рельс устраивался шумный праздник с угощениями для всех, об этом знал весь Петербург.

Музей истории и техники Кировского завода в Дворце культуры им. И.И. Газа

От памятника Путилову переходим на другую сторону проспекта Стачек и следуем к Дворцу культуры и техники имени И.И. Газа. Там расположен Музей истории и техники Кировского завода. Часть экспонатов я уже показал выше.

Дворец культуры и техники имени И.И. Газа
Дворец культуры и техники имени И.И. Газа
Прогулка по местам Путилова - основателя Кировского завода
Прогулка по местам Путилова - основателя Кировского завода

ДК Газа находится у метро Кировский завод и было построено в 1935 году Кировским заводом. Здание сейчас выглядит невзрачно. Но если приглядеться, можно обнаружить интересные барельефы советской эпохи.

Барельефы на стенах ДК Газа
Барельефы на стенах ДК Газа
Барельефы на стенах ДК Газа
Барельефы на стенах ДК Газа

На втором этаже ДК Газа находится Музей истории и техники посвящённый Кировскому заводу.

Прогулка по местам Путилова - основателя Кировского завода

Поднимаясь по лестнице можно обнаружить вот такие интересные инсталляции.

Интерьеры ДК Газа
Интерьеры ДК Газа
Интерьеры ДК Газа
Интерьеры ДК Газа

В экспозиции музея несколько залов, один из которых посвящён основателю завода — Путилову.

Музей Истории и Техники, зал Путилова
Музей Истории и Техники, зал Путилова

Личность и судьба Путилова

В музее нам рассказали много интересного и неожиданного как про те времена, так и про личность Путилова.

Когда нам говорят про эксплуатацию рабочих, то это совсем не про Путилова. Вот несколько интересных фактов:

  • Путилов понимал, что от квалифицированных кадров многое зависит и поэтому организовывал обучение рабочих и их детей. Было даже так, что без обучения на работу не принимали. На месте той школы сейчас работает лицей, бывшее ПТУ-42.
  • На заводе было много льгот для рабочих, например, лечение, питание и т.п.
  • Квалифицированные рабочие могли позволить купить себе 3-х комнатную квартиру.
  • Было основано общество потребителей, сейчас это магазин номер 6.
  • Хлебозавод заря — это бывшая макаронная фабрика Путиловского завода, опять же для продовольственного обеспечения рабочих.

Вот несколько личных вещей Путилова. Их принесла музею одна девушка. Как нам сказали в музее, ей нужны были деньги и она продала их музею.

Личные вещи Путилова
Личные вещи Путилова

В обществе Путилова называли странным, так как он отличался тем, что не лгал и отдавал долги. И что удивительно, он не нажил даже личного имущества. Долгое время у него не было супруги. Потом женился на одной женщине с ребёнком, внимания которой долго и упорно добивался. Своих детей не было.

Он не имел собственного не то что особняка, но даже и обычной квартиры. Иногда жил в особняке у Дашковой, так как это рядом с заводом. В одно время снимал шести комнатную квартиру на Большой Конюшенной, там есть мемориальная табличка.

Прогулка по местам Путилова - основателя Кировского завода

Любил принимать в подарок портреты великих людей. Это его вдохновляло на большие дела. Одним из таких дел было строительство морского канала, на которое он поставил всё, даже личные деньги. Для него главное было дело, а не личное обогащение.

Морской канал — мечта Путилова

Раньше корабли не могли подплыть к Петербургу из-за малой глубины. Останавливались в Кронштадте, там перегружались в мелкие суда и те доставляли товар в Петербург.

Идея Путилова состояла в том, чтобы прорыть судоходный канал и построить морской порт в Санкт-Петербурге. Это было его страстью, ведь это действительно очень выгодное предприятие как для страны, так и с точки зрения бизнеса. Он все четко просчитал, окупаемость реальна.

Если Пётр I прорубил окно в Европу, то Морской порт виделся как дверь в Европу.

На строительство нужно было 20 млн. рублей. Государство его поддержало лишь на 2 млн. рублей. Да и эти деньги выплатило не полностью, так как начались интриги и травля Путилова. А причин этому было две:

  • Конкуренция со стороны Невских пристаней, которые потеряли бы свои доходы в случае запуска Морского канала. Именно они доставляли товар из Кронштадта в Санкт-Петербург.
  • Банкир Штиглиц имел железнодорожные активы в Ораниенбауме и хотел построить Морской порт там.

Конкуренция была жёсткая. Заказывалась пресса с негативными статьями. Даже Некрасов писал про него пасквили.

После всех этих скандалов государство прекратило финансирование и он вынужден был тратить деньги, которые выделялись на строительство паровозов, влезал в долги. За это его конечно критиковали, угрожали и всячески давили. Здоровье его не выдержало, он слёг и умер от разрыва сердца в апреле 1880 года.

Извещение о смерти Путилова
Извещение о смерти Путилова

Морской канал и порт в Петербурге впоследствии всё-таки был построен. Идея себя оправдала и окупила практически сразу. Но Путилов не дожил до этого момента.

Завод гудел три дня после его смерти.

Могилы нет. Говорят есть завещание, где он просил похоронить его на взморье у завода, там же похоронили и супругу.

Место первоначального захоронения Путилова
Место первоначального захоронения Путилова

Впоследствии тела перенесли в Путиловскую церковь. После революции церковь была разграблена и перестроена. Гробы с телами пропали. Есть предположение, что они до сих пор лежат за бетонной стеной в подвале церкви. Чтобы проверить, нужно разобрать половину церкви, на это нужно большие средства.

Продолжение традиций Путилова — Кировский завод

После смерти Николая Ивановича Путилова завод был выкуплен его внучатым племянником и однофамильцем Алексеем Путиловым. Николай Путилов с ним даже не был знаком. Все известные революционные события и бурлящие стачки на заводе были связаны именно со вторым Путиловым.

Алексей Путилов был финансистом, совладельцем и Председателем Русско-азиатского банка. Завод был выкуплен за 19 млн. рублей, и за весь период своего владения вложил в него ещё 30 млн. рублей.

После революции завод был конфискован. С 1932 он стал танковым заводом. С 1934 стал именоваться Кировским заводом.

Путиловский завод после революции
Путиловский завод после революции

Именно здесь стали производить танк КВ-85, который мог противостоять немецкому Тигру.

Прогулка по местам Путилова - основателя Кировского завода

В Автово на памятном пьедестале стоит последняя модификация танка КВ-85.

Танк КВ, производившийся на Кировском заводе
Танк КВ, производившийся на Кировском заводе

Трактора здесь стали делать при Хрущеве для освоения целины после того как он увидел подобную технику во время визита в США.

Тракторы Кировского завода
Экспозиция посвященная производству тракторов на Кировском заводе
Экспозиция посвященная производству тракторов на Кировском заводе

Не простыне времена настали для гигантского предприятия во время «перестройки». На тогдашнего директора Петра Семененко пала тяжесть конверсии. Не смотря на все противоречивые мнения, время показало, что его действия по скорейшему акционированию завода спасли предприятие. Много критики было, завод распался на 85 предприятий, но выстоял. Завод ни разу полностью не остановился и сейчас уже несколько лет работает с прибылью.

Петр Семененко директор Кировского завода

Сейчас предприятие представляет собой большой холдинг, состоящий из нескольких дочерних предприятий. В целом всё сохранилось, холдинг занимает 200 Га территории.

Военное производство здесь прекратилось после акционирования, танки больше не выпускали.

Переименовать завод не собираются, ведь и с Кировым тоже много чего связано. с

В целом можно сказать что у завода легендарная судьба, за что бы не брались становились лучшими — по рельсам, паровозам, кораблям, танкам и тракторам. Сейчас завод на подъёме и активно развивается.

Дом Богомолова

Мы же продолжим нашу прогулку. От метро Кировский завод идём вдоль стен завода по другой стороне проспекта Стачек. Там можно увидеть старинное полуразрушенной здание. Это дом купца Богомолова.

Дом купца Богомолова на проспекте Стачек
Дом купца Богомолова на проспекте Стачек
Дом купца Богомолова
Дом купца Богомолова

Здание является историческим, построено в 1872 году. Купец Богомолов был талантливым бизнесменом и сразу понял как здесь делать деньги. Он строил доходные дома для сдачи в аренду рабочим. Они давали прибыли больше, чем доходные дома в центре Санкт-Петербурга.

Также он строил здесь харчевни и рюмочные. В этом плане у него даже был конфликт с Путиловым, так как это спаивало рабочих.

Миллионные капиталы Богомолов передал сыну. Сын же работал чиновником в госуправе и не хотел пятнать себя не очень благозвучным бизнесом, поэтому постепенно всё шло на спад. Именно он и выделил безвозмездно два участка под строительство Путиловской церкви, о которой пойдёт речь ниже. К сожалению, после революции его расстреляли.

Проспект Стачек
Проспект Стачек

Дом сносить не будут, возможно здесь оборудуют музей Путилова.

Путиловская церковь

Но не только харчевни и рюмочные интересовали рабочих. О духовном тогда искренне многие заботились.

Мы огибаем дом Богомолова и проходим к Путиловскому храму (Церковь святителя Николая Чудотворца и св. мученицы царицы Александры при Путиловском заводе), который расположен рядом с ЗСД.

Дорога к Путиловскому храму
Дорога к Путиловскому храму
Сейчас здесь проходит ЗСД, буквально нависает над Путиловским храмом
Сейчас здесь проходит ЗСД, буквально нависает над Путиловским храмом
Путиловский храм
Путиловский храм

Храм был построен по инициативе рабочих. Ближайшая к заводу церковь находилась в Ульянке, это очень далеко для того времени.

Сначала была построена временная деревянная часовня, где сейчас проходная на Кировский завод у памятника Путилову. Там сейчас установлен крест.

Часовня на месте проходной Кировского завода
Часовня на месте проходной Кировского завода

Рабочие сами решили отчислять 1% от своей зарплаты на строительство нового кирпичного храма в память о Николае Путилове. Завершили строительство в 1906 году, освящен храм был в 1907. Кто знает, если бы успели до 1905 года, возможно и не удалось бы попу Гапону вывести рабочих на кровавое воскресение 9 января.

На деньги самих рабочих также было создано общество хоругвеносцев.

Храм получился очень красивый. Архитектором был Косяков В.А., он же построил Морской собор Святого Николая Чудотворца в Кронштадте.

Таким был Путиловский храм
Таким был Путиловский храм

Желанием Путилова было быть похороненным на территории завода. Александр II в своё время говорил, что этот человек заслуживает такого уважения, что я бы его даже в Петропавловском соборе похоронил. В итоге захоронили на территории завода на острове Гладкий.

В храме была оборудована единственная в Петербурге пещера Гроба Господня, украшенная витражами И.А. Коркина. В 1907 г. в церковь, в специально сделанный для этого склеп перенесли останки Н. И. Путилова и его супруги.. Это должно было служить неким жестом примирения для рабочих.

В 1922 г. власти сделали попытку изъять церковные ценности, но рабочие оказали стойкое сопротивление, которое смогли подавить лишь с применением оружия и водомётов. Рабочие справедливо считали храм своим, ведь он был построен на их деньги.

После революции здание церкви неоднократно подвергалось серьёзной реконструкции. В конце 1920-х гг. оно было перестроено в духе конструктивизма (архитектор А.С. Никольский) под заводской клуб «Красный путиловец».

Склеп над могилой Путилова при этом был разрушен. Храм лишили куполов, колокольни, декора. В главный фасад врезали стеклянную призму. После того, как построили Дом культуры им. И.И. Газа, клуб «Красный путиловец» закрыли.

После 1945 г. здание было вновь перестроено в стиле «сталинского классицизма». Фасад здания украсили портиком. Позже в здании располагались склады фабрики «Север». Предполагают, что тогда была уничтожена и сама могила Н.И. Путилова, однако это не точно. Вполне возможно, что останки до сих пор лежат за бетонными стенами.

Место захоронения Путилова и его супруги
Место захоронения Путилова и его супруги
Прогулка по местам Путилова - основателя Кировского завода

Потом здание некоторое время пустовало, а в 1990-х гг. была воссоздана православная община церкви Николая Чудотворца и Царицы Александры.

Внутри Путиловской церкви в наши дни
Внутри Путиловской церкви в наши дни
Прогулка по местам Путилова - основателя Кировского завода
Внутри Путиловской церкви в наши дни
Внутри Путиловской церкви в наши дни
Внутри Путиловской церкви в наши дни

Рядом с церковью находится «Домик невест, где готовили невест перед венчанием. Сейчас там находится воскресная школа.

Воскресная школа при церкви Путилова, бывший домик невест
Воскресная школа при церкви Путилова, бывший домик невест

В этой церкви венчались бабушка и дедушка Юрия Гагарина. Дед был квалифицированным рабочим и имел 3-х комнатную квартиру. Мать училась в заводской школе.

Сам Юрий Гагарин во время посещения Кировского завода посещал стены этого храма, чтобы посмотреть место где венчались его предки.

Чтобы ощутить дух этого места и самого Путилова, рекомендую прокатиться на автобус №66, маршрут проходит по тоннелю под морским каналом.

Если пройти за ЗСД и перейти на другую сторону проспекта Стачек, то можно посмотреть на усадьбу княгини Дашковой, памятник расцвета петергофский дороги.

Усадьба княгини Дашковой, где находится музей Усадьба «Кирьяново»
Усадьба княгини Дашковой, где находится музей Усадьба «Кирьяново»

С торца здания находится музей Усадьба «Кирьяново», в котором представлена экспозиция про эти места.

Как Вам статья? Если есть что добавить, исправить или просто поделиться впечатлениями, пишите в комментариях, не стесняйтесь!

Ещё больше об интересных местах и событиях в Санкт-Петербурге читайте в нашем Инстаграм - @p24p_ru и Телеграм канале.

А у нас есть ещё Дзен канал и группа в Вконтакте. Подписывайтесь там, где Вам удобнее!

Раз дочитали до конца, значит Вы молодец и любите Петербург, а Петербург любит Вас! Ценим, обнимаем, возвращайтесь к нам.

Да, не забудьте поделиться статьей с другом, нажав на кнопку социальной сети внизу. Возможно вместе вам проще будет решиться на путешествие и появятся новые идеи. Но только с одним другом, не распыляйтесь.

Оцените статью
А что в Петербурге
Как же мы любим твои комментарии. Есть мысль, выскажи!