Эрмитаж: самые красивые залы и главные экспонаты

Дворцы и здания

Эрмитаж настолько большой, что и 10 лет не хватит, чтобы внимательно осмотреть все экспозиции. Поэтому предлагаю Вам пройтись по самым красивым залам Эрмитажа и посмотреть главные экспонаты музея. Обычно по этому маршруту проходит обзорная экскурсия по Эрмитажу.

Конечно, мой рассказ лишь условно охватывает самое «главное и красивое». Каждый из Вас несомненно найдёт и другие места достойные попасть в подборку. Но для этого нужно будет написать не одну статью. Мой же мини-гид, надеюсь, поможет Вам сориентироваться в лабиринтах Эрмитажа при первом посещении, ну а дальше Вы сами откорректируете свой маршрут.

Подписывайтесь на наш Telegram канал: @p24p_ru

Более подробно о графике работы Эрмитажа, ценах на билеты, маршрутах и об истории я написал в обзорной статье по ссылке. А для тех, кто собирается посетить Эрмитаж впервые, рекомендую ознакомиться с простыми рекомендациями, которые я собрал в статье по этой ссылке.

Эрмитаж состоит из комплекса зданий, основным из которых является Зимний дворец, с него и начнём нашу прогулку.

Зимний Дворец

Первое, что видят посетители, это необыкновенной красоты роскошная Иорданская (Посольская) лестница. По этой лестницы поднимались послы, отсюда в 18 веке и название появилось «Посольская». Послы должны были прочувствовать всю мощь и богатство Империи.

Иорданская посольская лестница в Зимнем дворце Санкт-Петербург
Иорданская (Посольская) лестница в Зимнем дворце, Санкт-Петербург
Иорданская лестница Эрмитаж
Иорданская (Посольская) лестница в Зимнем дворце, Санкт-Петербург

В более поздний период по этой лестницы царская семья в православный праздник Крещения спускалась к «иордани» — проруби в виде креста на Неве. После этого закрепилось название «Иорданская».

Послов далее провожали в парадные залы, а мы с Вами заглянем в Невскую анфиладу. Это три зала вдоль Невы: Аванзал, Николаевский и Концертный.

В перовом Аванзале вдоль окон расположены мягкие скамейки. Приятно присесть и полюбоваться видами на Неву.

Аванзал Эрмитаж с местами для отдыха и видом на Неву
В Аванзале можно посидеть и насладиться прекрасным видом на Неву
Вид из окон Эрмитажа, Зимний дворец
Вид из окон Эрмитажа, Зимний дворец

Мрамор здесь искусственный. Тогда часто его использовали, это облегчало изготовление скульптур и придавало вид цельности.

Концертный зал, отделка из искусственного мрамора
Концертный зал, отделка из искусственного мрамора

По центу стоит ротонда (Малахитовый храм), подаренная семьёй Демидовых Николаю I. Задумка была, чтобы он там сидел как император. Но Николай I пошутил – что это вы меня как зверя в клетку хотите посадить? И действительно, если приглядеться, восседать внутри не очень то комфортно.

Ротонда (Малахитовый храм) в Аванзале, Эрмитаж, Зимний дворец
Ротонда (Малахитовый храм) в Аванзале, Эрмитаж, Зимний дворец

В следующем, Николаевском зале, раньше висел большой портрет Николая I, отсюда и название.  Сейчас здесь проходят временные выставки.

Третий зал — Концертный зал с хорошей акустикой предназначался для балов, концертов, маскарадов. Сейчас здесь расположена серебряная гробница Александра Невского. Сами мощи хранятся в Лавре. Сейчас мы видим отреставрированный вариант, поэтому серебро светлое. За гробницей большой плакат с фотографией того, как это выглядело до реставрации. Видно как гробница потемнела со временем. На неё ушло 1500 килограмм серебра.

Серебряная гробница Александра Невского
Серебряная гробница Александра Невского
Концертный зал, Зимний дворец, Эрмитаж
Концертный зал, Зимний дворец, Эрмитаж

Далее вдоль Невы идут собственно помещения, где жила царская семья. Мы полюбуемся только «Малахитовой гостиной», где одевали к венцу невесту Николая II.

Малахитовая гостиная Эрмитаж
Малахитовая гостиная
Малахитовая гостиная Зимний дворец Петербург
Малахитовая гостиная
Малахитовая гостиная Зимний дворец
Малахитовая гостиная

Обратите внимание, паркеты во всех залах Эрмитажа  подлинные. По ним ходили цари.

Царские покои мы оставим на следующее посещение и пройдём через Арапскую столовую к портретной галерее династии Романовых.

Кстати, из Арапской столовой видна Малая столовая, где стоят знаменитые часы, которые революционеры символично остановили во время взятия Зимнего дворца. В советское время они так и не заводились. Сейчас конечно уже ходят.

Малая столовая, где заседало Временное правительство, Зимний дворец
Малая столовая, где заседало Временное правительство, Зимний дворец

Пройдя длинный коридор с портретной галереей династии семьи Романовых, фактически возвращаемся к Иорданской лестнице и попадаем в Фельдмаршальский зал.

Фельдмаршальский зал, Зимний дворец в Эрмитаже
Фельдмаршальский зал

Именно сюда попадали послы прямиком от Иорданской лестницы. Помните, сначала они восхищались мощью и богатством Империи. А теперь должны были проникнуться нашими победами, тем как мы можем постоять за себя и дать отпор агрессору. Здесь размещены портреты полководцев победителей.

Обратите внимание на огромные люстры. Раньше они были со свечами. Как думаете, сколько времени требовалось, чтобы зажечь каждую свечу на такой люстре? А свеч там сотни. Оказывается совсем немного. Свечи были соединены одним зажигательным шнуром фитилем, от которого и распространялся огонь.

Люстры в Эрмитаже
Фельдмаршальский зал

Далее пройдёмся по нескольким красивым залам.

Сначала небольшой Петровский (Малый тронный) зал. Как видно из названия – посвящён он памяти Петру I. По центру картина, где главный герой напоминает Петра I, такой аллегорический портрет. Повсюду гербы, короны, имперская символика и вензеля Императора (две латинские “P”).

Петровский (Малый тронный) зал, Зимний дворец, Эрмитаж
Петровский (Малый тронный) зал
Паркет в Малом тронном зале Эрмитажа
Паркет оригинальный, помнит царские ноги

Следующий по ходу движения – Гербовый зал. Обычно он пустой, но в день моего визита здесь была выставка фарфорового завода Санкт-Петербурга. На каждой люстре можно заметить гербы российских губерний. Зал можно назвать золотым, большая часть интерьера отделана сусальным золотом.

Гербовый зал Эрмитаж Зимний дворец
Гербовый зал
Гербовый зал Эрмитаж Зимний дворец
Гербовый зал

В Гербовом зале Екатерина II принимала послов, поэтому для неё он был тронным. Она хотела отделать его мрамором, но слабые перекрытия не позволяли этого сделать. Поэтому рядом построили Большой тронный зал. К нему мы скоро подойдём.

Гербовый зал Эрмитаж Зимний дворец
Гербовый зал, в перспективе виден Большой Тронный зал

На пути к Большому тронному залу мы попадём в длинный коридор, где размещена Галерея отечественной войны 1812 года. Она посвящена трём годам военной компании 1812, 1813 и 1814 годам и в помещении символично только три двери. Через первую дверь мы вошли из Гербового зала, дверь напротив ведёт в Большой тронный зал. А дверь справа ведет в притвор дворцовой церкви.

Галерея отечественной войны 1812 года Эрмитаж
Галерея отечественной войны 1812 года
Эрмитаж: самые красивые залы и главные экспонаты
Галерея отечественной войны 1812 года

Галерея состоит из портретов людей из состава генералитета, кто внёс существенный вклад в победу над Наполеоном. Что интересно, вы можете заметить, что в некоторых местах пустые ниши. Это не значит, что больше не нашлось достойных. Просто сначала составили и утвердили списки. Потом начали писать портреты. Время шло, кто-то умер, а кто-то погиб в войну. У некоторых не было пожизненного портрета, и переписывать было не откуда. Но вычеркивать никого не стали. Просто оставляли пустые ниши.

Эрмитаж: самые красивые залы и главные экспонаты
Галерея отечественной войны 1812 года, пустые ниши также означают чьё-то имя

С боковой двери Галереи вход в предцерковный зал Большой церкви Зимнего дворца. Это Собор Спаса Нерукотворного Образа. Полюбоваться можно от двери притвора.

Собор Спаса Нерукотворного Образа, Эрмитажная церковь Большая церковь  Зимнего дворца
Собор Спаса Нерукотворного Образа, Эрмитажная церковь

Далее возвращаемся в Галерею 1812 года и через главную дверь входим в Большой тронный Георгиевский зал. Екатерина II успела им попользоваться только 1 год до смерти.

Большой тронный Георгиевский зал в Зимнем дворце
Большой тронный Георгиевский зал в Зимнем дворце

Обратите внимание на потолок, отделка из золота в виде герба.

Трон оригинальный, восстановлен в 2002 году. Заказали его ещё для Анны Иоанновны. Но пользовалась ли она им, как собственно и Екатерина II? Вряд ли, платья у них были пышные, и сесть в такой трон было проблематично. Да и не одного портера не найдено, где они сидели бы на подобном троне. Есть предположение, использовать его начали только с Павла I.

Эрмитаж: самые красивые залы и главные экспонаты
Большой тронный Георгиевский зал в Зимнем дворце
Эрмитаж: самые красивые залы и главные экспонаты
Трон оригинальный

На этом мы заканчиваем осмотр самых красивых мест здания Зимнего дворца и переходим в Малый Эрмитаж.

Малый Эрмитаж

Если вы посетите Эрмитаж зимой, то сразу ощутите, насколько в здании Малого Эрмитажа прохладнее. Проходим через дверь, которая находится справа от трона в Тронном зале. Там через Аполлонов зал попадаем в коридор и идём налево. Романовская галерея Малого Эрмитажа. Здесь выставка предметов европейского средневековья. Александр III выкупил 762 предмета у А.П. Базилевского и выставил в Малом Эрмитаже.

Романовская галерея Малого Эрмитажа, выставка предметов европейского средневековья
Романовская галерея Малого Эрмитажа, выставка предметов европейского средневековья
Романовская галерея Малого Эрмитажа, выставка предметов европейского средневековья
Романовская галерея Малого Эрмитажа, выставка предметов европейского средневековья

По коридору направо попадаем в Павильонный зал, где выставлены знаменитые часы «Павлин».

Механические часы Павлин Малый Эрмитаж
Механические часы «Павлин», Малый Эрмитаж

Часы выполнены в Лондоне из золоченой бронзы и серебра мастером Джеймсом Коксом. Часы являются подарком Екатерине II от её фаворита Г.А. Потёмкина. Их привезли в Россию в разобранном виде. Собрал и привёл в действие русский механик Иван Кулибин. Это единственный в мире крупный автоматический механизм 18-го века дошедший до наших дней без изменений и в действующем состоянии.

Механические часы Павлин Малый Эрмитаж
Механические часы «Павлин», Малый Эрмитаж
Механические часы Павлин Малый Эрмитаж
Механические часы «Павлин», Малый Эрмитаж

Часы «Павлин» действующие, идут всегда. Но вот птиц запускают редко. Раньше это было по средам. Сейчас перестали регулярно запускать.

За часы отвечает реставратор-хранитель Михаил Петрович. Он их и заводит. Если увидите его рядом, то возможно вам повезло, и он их скоро заведёт. А если его не в павильоне, то ждать бесполезно, ничего не произойдёт.

Павильонный зал красив сам по себе. Летом открывается замечательный вид из окон на висячий сад.

Павильонный зал, Малый Эрмитаж
Павильонный зал, Малый Эрмитаж
Павильонный зал, Малый Эрмитаж

Обратите внимание на мозаику на полу. В центре голова Медузы Гаргона. Медуза это имя.

голова Медузы Гаргона
Голова Медузы Гаргона

В глубине Павильонного зала можно встретить вот такие красивые столы.

Эрмитаж: самые красивые залы и главные экспонаты

Большой (Старый) Эрмитаж

Из Павильонного зала двигаемся вдоль Невы и попадаем в Большой (Старый) Эрмитаж. Он хоть и называется «Большим», но по площади самый маленький. Занимает один длинный коридор из совмещенных комнат вдоль Невы.

Строился как расширение для коллекции Екатерины II. Но впоследствии сделали жилые царские апартаменты. Сейчас здесь размещена коллекция итальянской живописи эпохи Возрождения XIV-XV веков.

Залы Большого (Старого) Эрмитаж
Залы Большого (Старого) Эрмитаж

Меня впечатлила роспись на доске кассона – висит на уровне глаз. Так было принято расписывать сундуки для хранения одежды. Там изображен римский полководец, который после взятия Нового Карфагена возвращает пленницу её жениху. А выкуп, который принесли богатые родители, отдаёт молодым в качестве свадебного подарка.

Роспись на доске кассона, Большой (Старый) Эрмитаж
Роспись на доске кассона, Большой (Старый) Эрмитаж

Далее преодолев несколько комнат, попадаем в зал Леонардо да Винчи. Обратите внимание на два бесценных шедевра Эрмитажа, картины Леонардо да Винчи: Мадонна Литта и Мадонна Бенуа.

Написаны они не по церковным канонам и предназначены для приветной молитвы. На картине «Мадонна Литта» в руках у младенца щегол. Именно эта птица выдернула шип и окровавленного тела Христа.

Леонардо да Винчи: "Мадонна Литта"
Леонардо да Винчи: «Мадонна Литта»

А на картине «Мадонна Бенуа» обратите внимание на возраст Мадонны, она в виде девочки. А младенец серьёзен, как взрослый. Тут прослеживается символика грядущих великих событий.

Леонардо да Винчи: «Мадонна Бенуа»
Леонардо да Винчи: «Мадонна Бенуа»

На этом мы покидаем Старый Эрмитаж. Совсем рядом проходим мимо входа в Эрмитажный театр и Зимний дворец Петра I. Вход туда по отдельным билетам. Театр, кстати, действующий, можно сходить на представление.

Эрмитажный театр
Эрмитажный театр

Новый Эрмитаж

Строилось здание Нового Эрмитажа уже специально под музей, для расширения коллекций.

Красивейшим местом Нового Эрмитажа является проходящий вдоль вдоль Зимней канавки коридор под названием Лоджии Рафаэля. Здесь копии фресок Рафаэля, заказанные Екатериной II.

Начнём с осмотра зала Рафаэля. Здесь стоит обратить внимание на две картины Рафаэля: «Святое Семейство» (Мадонна с безбородым Иосифом) и «Мадонна Конестабиле». Это два бесценных шедевр Эрмитажа.

В центре зала мраморная скульптура «Мёртвый мальчик на дельфине», автор Лоренцо Лоренцетто, сотрудник мастерской Рафаэля, вероятно работал по эскизам Рафаэля. Сюжет о дружбе мальчика и дельфина. Они играли, и дельфин по неосторожности смертельно ранил мальчика. Вынес мальчика на берег, но сам уже не смог вернуться и тоже погиб.

Зал Рафаэля, Новый Эрмитаж
Зал Рафаэля, Новый Эрмитаж

Нужно отметить, что в то время картины писали на досках. А доски со временем трескались и осыпались. Чтобы их сохранить придумали способ перевода их на холст. Но пока экспериментировали, много картин просто перепортили.

В этом же зале обратите внимание на подарочные тарелки для влюблённых, свадебные приданные и сундуки. Всё это керамические майоликовые изделия, поэтому пространство ещё называют Залом итальянкой майолики.

Через дверь правее находится зал фресок Рафаэля, где обратите внимание на ещё один шедевр Эрмитажа —  известную работу Микеланджело «Скорчившийся мальчик». Мальчик ударил ногу и скорчился от боли.

Микеланджело Скорчившийся мальчик
Микеланджело: «Скорчившийся мальчик»

А если из зала Рафаэля пойти прямо, то попадём в один из трёх парадных залов Нового Эрмитажа, называемых «просветами». Это связано с тем, что там стеклянные плафоны, обеспечивающие естественный свет — «просвет». Сначала Малый Итальянский просвет, затем Большой Итальянский просвет и наконец Испанский просвет. Как следует из названий, здесь размещены коллекция Итальянской и Испанской живописи.

Большой Итальянский просвет
Большой Итальянский просвет
 Испанский просвет Новый Эрмитаж
Испанский просвет

Пройдя через три зала «просвета» попадаем в зал картин Рембрандта.  

Картина «Даная» — шедевр Эрмитажа. Является настолько ценной, что её не вывозят ни на какие временные выставки. Увидеть её можно только в Эрмитаже. Рембрандт был не только талантливым рисовальщиком, но и психологом. Возможно, поэтому его картины так притягивают внимание. Причем настолько, что однажды иностранный турист пронес в Эрмитаж кислоту и нож. Затем плеснул на Данаю и порезал полотно. Ущерб был серьёзный. Спас только слой лака. С трудом восстановили. В ногах до сих пор заметна потёртость. Сейчас самые ценные картины заделаны стеклом в целях безопасности. А если вас заметят с бутылкой воды около экспоната, то могут сделать замечание.

 Рембрандт Даная Новый Эрмитаж
Рембрандт, «Даная», Новый Эрмитаж

«Блудный сын» ещё одна известная работа Рембрандта. Бесценный шедевр Эрмитажа – также невывозная. На полотне изображена сцена из глав 15 Евангелия от Луки.

«Блудный сын» ещё одна известная работа Рембрандта
«Блудный сын» ещё одна известная работа Рембрандта

Далее по Советской лестнице спускаемся на первый этаж Нового Эрмитажа.

Советская лестница
Советская лестница

Попадаем в Двадцатиколонный зал. Здесь размещена коллекция античной керамики. Интерьер соответствует античному храму.

Двадцатиколонный зал, 1-й этаж Нового Эрмитажа
Двадцатиколонный зал, 1-й этаж Нового Эрмитажа

По пути обратите внимание на большую Колыванская вазу. Говорят самая большая чаша в мире.

Колыванская ваза
Колыванская ваза

Покидая Новый Эрмитаж проходим через Сивком переход, построенный над Шуваловским проездом (от набережной Невы до Миллионной улицы). Из окон видны фасады Нового и Малого Эрмитажа.

Шуваловский проезд из окон Сивкова перехода
Шуваловский проезд из окон Сивкова перехода

И в заключении попадаем в зал древнего Египта. Он находится под Большим тронным залом. Тут саркофаги с древними египетскими захоронениями. Один саркофаг вскрыт и показана настоящая мумия. Зрелище не для слабонервных.

Египетский зал
Египетский зал
Египетский зал Эрмитаж
Египетский зал

Из Египетского зала попадаем в коридор, откуда мы и начинали нашу прогулку. Там зона отдыха, кафе. На этом можно завершить наше краткое знакомство с Эрмитажем. А можно перекусить и снова вернуться к Иорданской лестнице.

Экскурсии по Эрмитажу

По Эрмитажу проводятся разные тематические и обзорные экскурсии. Об этом подробнее я написал в статье.

Здесь же приведу несколько вариантов интересных экскурсий:

Читайте также:

Как Вам статья? Если есть что добавить, исправить или просто поделиться впечатлениями, пишите в комментариях, не стесняйтесь!

Ещё больше об интересных местах и событиях в Санкт-Петербурге читайте в нашем Инстаграм - @p24p_ru и Телеграм канале.

А у нас есть ещё Дзен канал и группа в Вконтакте. Подписывайтесь там, где Вам удобнее!

Раз дочитали до конца, значит Вы молодец и любите Петербург, а Петербург любит Вас! Ценим, обнимаем, возвращайтесь к нам.

Да, не забудьте поделиться статьей с другом, нажав на кнопку социальной сети внизу. Возможно вместе вам проще будет решиться на путешествие и появятся новые идеи. Но только с одним другом, не распыляйтесь.

Оцените статью
А что в Петербурге
Как же мы любим твои комментарии. Есть мысль, выскажи!